Россияне омоют сапоги в Южно-Китайском море

Москва и Ханой близки к соглашению о возобновлении использования военно-морской базы в Камрани российским Военно-морским флотом - это позволит расширить присутствие в Южном полушарии

Россия готова вернуться на военно-морскую базу в Камрани. Вьетнам в лице посла Нгуен Тхань Шона заявил, что политика страны заключается в том, чтобы "не вступать в военные союзы или союзничать с одним государством против другого. В этом контексте реализация портов Камрани для многостороннего международного сотрудничества в целях обеспечения морских транспортных услуг, ремонта судов и развития военной техники для обеспечения мира и стабильности в регионе является подходящим направлением". При этом особо подчеркивалось, что Ханой намерен развивать с Москвой сотрудничество в сфере обороны, поскольку Вьетнам всегда считал РФ "своим близким, традиционным партнером" и что "доверительные отношения с Россией являются приоритетом во внешней политике Вьетнама".

Залив Камрань с советским военным флотом. Плакат 1985 г.

Эти слова прозвучали в то же время, что и заявление президента США Барака Обамы о решении отменить эмбарго на поставки оружия Вьетнаму. "К настоящему моменту стороны достигли необходимого уровня взаимного доверия и сотрудничества", - объяснил данный шаг президент США Барак Обама на пресс-конференции по итогам переговоров с вьетнамским коллегой Чан Дай Куангом. Запрет на торговлю оружием был частично смягчен еще два года назад, однако с той поры Вьетнам не приобрел никаких образцов американских вооружений. Несмотря на активное экономическое сотрудничество с США, Ханой пока не торопится перевооружаться с помощью Вашингтона. В сфере оборонной политики приоритетный вектор - российский.

Когда в 2002 г. базу Камрань покинули последние солдаты Вооруженных сил РФ, мало кто верил, что корабли под Андреевским флагом появятся здесь вновь. Ситуация в мире была иной, и военное руководство страны полагало, что содержание таких крупных объектов и в самом деле избыточно. Спустя 10 лет, когда геополитическая обстановка изменилась, военное присутствие России в регионе Тихого и Индийского океанов лишним отнюдь не кажется.

Камрань - уникальный порт. Еще во время вьетнамской войны его активно использовали американцы, что неудивительно, ведь эта гавань - одна из самых удобных в мире, поскольку может принимать большие океанские корабли с низкой осадкой. Во времена СССР в Камрани базировалась 17-я оперативная эскадра Тихоокеанского флота. Кроме порта, был построен аэродром, где несли дежурство противолодочная авиация и дальние разведчики Ту-95РЦ.

Предоставляя такой важный объект в долгосрочную (25 лет) аренду для нужд советского флота, Вьетнам не только отдавал дань признательности за поддержку против американской агрессии, но преследовал и иные цели.

К этому времени у Ханоя испортились отношения с Пекином - даже несмотря на то, что китайцы, как и СССР, активно помогали противостоять американцам во вьетнамской войне. Они обострились настолько, что в 1979 г. вспыхнула новая война, на сей раз между двумя азиатскими социалистическими странами.

Советско-китайские отношения в тот период - период Культурной революции - также не отличались особой теплотой. Так что, передавая СССР один из лучших портов на побережье на условиях очень необременительной аренды, Вьетнам усиливал свои позиции, пытаясь избежать возможного повторения китайской агрессии.

Сегодня ситуация в общих чертах повторяется. Ханой и Пекин конфликтуют в Южно-Китайском море. Ситуация вокруг островов Параселы и Спратли, на которую каждая из сторон выдвигает претензии, доходит периодически до стрельбы и обмена грозными нотами. Россия, если состоится возвращение в Камрань, не сможет игнорировать этот конфликт.

Однако действовать придется очень осторожно. С одной стороны, Китай сегодня - один из важнейших стратегических партнеров России в мире, но наших военных баз на его территории нет, и речь об их возможном появлении не ведется. С другой стороны, возвращение во Вьетнам жизненно необходимо для обеспечения полноценного присутствия флота в Тихом и Индийском океанах.

Возможно, конфликтующие стороны рассчитывают на роль России в качестве третейского судьи в споре из-за островов. В соответствии с восточным менталитетом, такая ситуация позволит каждой из сторон сохранить лицо и не чувствовать себя ущемленной.

Роль стабилизирующего фактора в регионе Юго-Восточной Азии слишком заманчива и престижна, чтобы в борьбу за нее не вступили другие страны. Так что резко возросшая активность США на вьетнамском направлении неудивительна.

Американская дипломатия еще со времен сильного охлаждения в отношениях между СССР и Китаем небезуспешно эксплуатирует конфликт интересов двух стран, пытаясь давить Пекином на Москву и наоборот. Та же карта может быть разыграна и во Вьетнаме, тем более что решение об отмене ограничений по торговле оружием выглядит сильной заявкой со стороны США на место ведущего партнера в военно-техническом сотрудничестве.

Для Ханоя столкновение интересов сверхдержав тоже несет определенные выгоды - обе страны будут стараться предложить как можно лучшие условия партнерства. Не стоит забывать, что главной составляющей политики восточных социалистических стран является прагматичность, которая явно главенствует над марксистским учением. Вместе с тем Китай не допустит появления у своих границ каких-либо военно-политических блоков. Поднебесная вполне обоснованно позиционирует себя как одну из мировых сверхдержав, из чего следует нежелание следовать в фарватере чьей-либо внешней политики, что неизбежно при членстве в блоках по типу НАТО.

Не собирается КНР брать на себя и лидерство в подобных альянсах, поскольку и тут есть свои подводные камни - придется нести ответственность за безопасность остальных членов такого объединения. Внеблокового статуса придерживается и Вьетнам, о чем как раз и сказал посол.

В этой ситуации России, чтобы не остаться у разбитого корыта, необходимо как можно скорее ввести в строй инфраструктуру военно-морской базы. Если удастся восстановить порт и аэродром в тех границах, которые были во времена Советского Союза, наш Военно-морской флот получит точку, из которой можно будет контролировать все перемещения американского флота между Тихим и Индийским океанами.

Помимо прочих достоинств, Камрань - это еще прямой выход в океан без необходимости прохода проливов. Особенности географии России таковы, что такая возможность есть, по сути, только на севере страны. Черноморский, Балтийский и в какой-то мере Тихоокеанский флот для выхода на оперативный простор должны миновать проливы, что сильно снижает фактор внезапности и скрытности. А полностью перекрыть выход и вход в Камрань гораздо сложнее, если вообще возможно.

Выбор читателей