Путин откроет ворота северной нефти

Терминал "Ворота Арктики" станет точкой отгрузки "черного золота" из Новопортовского месторождения - самого северного в России. Тем временем правительство обсуждает другие проекты по освоению Арктики на 5 трлн рублей

Нефть из Новопортовского месторождения поплывет к покупателю через новый морской терминал "Ворота Арктики". Расположенный в акватории Обской губы на Ямале хаб 25 мая торжественно откроет президент России Владимир Путин. Мероприятие пройдет в режиме видеосвязи из Кремля.

Танкер "Штурман Альбанов" перед спуском на воду. Фото: "Газпром нефть"

По команде президента нефть начнет загружаться в танкер. На месте событий в это время будут лично присутствовать председатель совета директоров "Газпрома" Алексей Миллер и гендиректор "Газпром нефти" Александр Дюков. Благодаря новым арктическим воротам нефть из северных скважин можно будет транспортировать в круглогодичном режиме: терминал приспособлен для работы в разных климатических условиях, в том числе экстремальных.

"Ворота Арктики" станут первым круглогодичным арктическим терминалом для танкерной отправки сырья, добываемого из Новопортовского месторождения, которое разрабатывает "Газпром нефть". Общая высота арктического терминала превышает 80 м, а максимальная мощность по перевалке сырья составит более 8,5 млн т нефти в год.

То, что заполярную нефть можно круглый год вывозить морем, было доказано еще в 2011 г. после опытной проводки атомного ледокола из порта Сабетта (северо-восток полуострова Ямал) до мыса Каменного. В итоге "Газпром нефть" выбрала этот тип транспортировки в качестве оптимального.

При возведении терминала на берегу Обской губы построили всю необходимую инфраструктуру: подводный и сухопутный нефтепроводы длиной более 10,5 км, резервуарный парк. Объем отвечает высочайшим экологическим стандартам, обеспечивая "нулевой сброс" загрязняющих веществ в акваторию.

Построить терминал в столь суровых природно-климатических условиях потребовалось в связи с запланированным на 2016 г. стартом промышленной эксплуатации Новопортовского месторождения. Оно станет самой северной нефтяной провинцией нашей страны, уникальной по условиям эксплуатации и логистическим задачам.

"Газпром нефть" рассчитывает уже в нынешнем году довести объемы поставок нефти сорта Novy Port до 2 млн т, а к 2017 г. компания сможет добывать здесь более 4 млн т сырья. Извлекаемые запасы месторождения превышают 250 млн т нефти и конденсата, а также более 320 млрд куб. м газа. Новопортовская нефть по своим характеристикам относится к категории средней плотности. При этом по некоторым показателям она превосходит российскую смесь Urals.

Для морской транспортировки новопортовской нефти в мае были спущены на воду два танкера - "Штурман Альбанов" и "Штурман Малыгин", произведенные в Южной Корее. Это первые два из шести танкеров ледового класса Arc7, которые планируется построить по заказу ПАО "Совкомфлот" для обеспечения круглогодичного вывоза нефти через "Ворота Арктики". Суда спроектированы с учетом малых глубин в Обской губе (их осадка составляет всего 9,5 м), при этом грузоподъемностью они вдвое превосходят танкеры популярного ледового класса Arc5. Танкеры будут проходить по водному каналу, предварительно расчищенному атомным ледоколом. Сами они также способны будут пробивать лед толщиной до 1,8 метра.

Накануне официального открытия "Ворот Арктики" в Архангельске состоялось заседание государственной комиссии во главе с вице-премьером Дмитрием Рогозиным. На нем прозвучала идея вложить в освоение арктических территорий дополнительно 5 трлн руб., предварительно определив их границы и создав для Севморпути единого транспортно-логистического оператора. Всего чиновники обсуждают 145 инвестиционных проектов в Арктике. В основном они касаются традиционных для этих широт отраслей: добычи и переработки полезных ископаемых, добычи и переработки алмазов, транспорта, геологоразведки, энергетики, рыбной промышленности.

Высокие шансы на реализацию есть только у 17 проектов, отмечают в Минэкономразвития. На них потребуется выделить 2,8 трлн рублей. Финансирование должно быть предусмотрено в рамках госпрограммы по развитию Арктической зоны РФ до 2020 года. Представители властей по итогам заседания госкомиссии подчеркнули, что все новые проекты укладываются в комплексный проект развития Северного морского пути, утвержденный правительством в июне прошлого года. Но тот документ имел рамочный характер, а обсуждаемые нынче предложения должны стать его наполнением.

Выбор читателей