У граждан проснулся вкус к бизнесу

За 25 лет капитализма в РФ число желающих открыть свой дело возросло благодаря развитию бизнес-среды и госпрограммам поддержки предпринимателей. Но фирм пока открывается меньше, чем закрывается

Предпринимательская карьера не прельщает большую часть жителей нашей страны. Тем не менее граждан, подумывающих об открытии собственного дела, за четверть века стало больше. Такие данные в понедельник, 30 мая, представил Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Результаты социологического опроса показывают, что, несмотря на неблагоприятные экономические условия, россияне верят в успех своего будущего предприятия.

Рынок на территории спортивного комплекса "Лужники", 1997 год. Фото: ТАСС

На пороге развала советской империи перед людьми открывались новые возможности, однако сформировавшееся мнение относительно собственной бизнес-карьеры имели далеко не все. В 1991 г. 49% наших сограждан не изъявляли желания стать предпринимателями, 29% были готовы попробовать свои силы на этом поприще, еще 20% не могли определиться.

Спустя 25 лет число скептиков увеличилось до 60%, однако возросло и число тех, кто хочет работать на себя. Сегодня каждого третьего россиянина (34%) можно назвать потенциальным бизнесменом. Количество респондентов, затруднившихся с ответом, сократилось с 20% до 3%. При этом предпринимательство более привлекательно для людей молодого возраста: 60% из них хотят стать бизнесменами. Среди пенсионеров подобное желание имеют всего 6 процентов.

Среди тех, кто желает открыть собственное дело, всего 17% предпринимают для этого хоть какие-то усилия: собирают документы для государственной регистрации, пытаются получить кредит, ищут поставщиков или помещение под офис. Еще 33% обещают в скором времени начать что-то делать в этом направлении. Остальные откладывают фазу активных действий на неопределенный срок.

Четверть века назад "мечтателей" было куда больше: лишь 8% потенциальных бизнесменов пытались добиться своей цели, а 36% давали обещание начать новую жизнь "с понедельника". Вполне возможно, что это было обусловлено неуверенностью людей в том, что из их предпринимательской затеи может получиться что-то хорошее. В 1991 г. всего 35% граждан, предпринимающих какие-то шаги для открытия бизнеса, верили в успех предприятия. Сегодня число оптимистов выросло вдвое - до 71%.

Тех, кто проявляет к предпринимательству лишь умозрительный интерес, отпугивают неблагоприятные обстоятельства. Среди них абсолютным лидером, как во времена позднего СССР, так и сегодня, является отсутствие стартового капитала (36% и 37% выбравших этот ответ соответственно). Другими популярными причинами не заниматься бизнесом являются преклонный возраст или слабое здоровье, отсутствие интереса к предпринимательству, отсутствие необходимых знаний или способностей. Отдельную группу составляют граждане, которые боятся бюрократических трудностей, не доверяют государству или опасаются преступников. Их число за четверть века изменилось незначительно - с 32% до 29%.

Финансовый фактор, по мнению россиян, имеет для бизнеса ключевое значение. Чтобы стать преуспевающим бизнесменом, человеку нужны деньги - такого мнения в 1991 г. придерживалось 32% респондентов, в 2016 г. - 34%. В тройку популярных ответов как тогда, так и теперь вошли личные качества (предприимчивость, настойчивость, коммуникабельность и пр.) и обширные связи. На этих трех китах, считают жители России, зиждется любая успешная компания.

За четверть века в России кардинально изменились условия для ведения бизнеса. Падение СССР сопровождалось зарождением так называемого дикого капитализма, который никак не регулировался и где каждый предприниматель действовал на свой страх и риск. Представлений о том, как нужно вести дела, у подавляющего большинства населения не было - всем приходилось учиться на собственных ошибках. Мешали начинающим бизнесменам и социально-экономические условия, в которых оказалась страна: высокий уровень бедности, разгул преступности, коррупция, отсутствие рынка.

В современной России бизнес ведется в более цивилизованных условиях. "Сегодня готовность к открытию собственного дела является одним из показателей качества сформированной бизнес-среды", - считает директор специальных программ ВЦИОМ Елена Михайлова. Обширная инфраструктура поддержки предпринимательства показала свою эффективность, поэтому россияне в целом более оптимистично оценивают свои деловые перспективы.

В то же время твердая уверенность в том, что ключевую роль в построении предприятия играют деньги, а без них начать собственное дело невозможно, говорит о том, что люди по-прежнему находятся во власти распространенных стереотипов. Личная активность, инициативность и предприимчивость играют куда более важную роль, однако россияне не очень-то верят в свои силы и склонны оправдывать свое бездействие внешними факторами.

Тревожным сигналом является то, что практически каждый третий потенциальный бизнесмен боится, что добиться успеха ему помешают чиновники или криминалитет. Отчасти такие страхи питаются воспоминаниями о "лихих 90-х", но для властей это повод задуматься о том, почему предприниматели знают мало реальных случаев поддержки со стороны государства.

Данные Федеральной налоговой службы, впрочем, говорят о том, что начинающим бизнесменам следует быть более сдержанными в своих оптимистических прогнозах. В России малых предприятий умирает значительно больше, чем появляется новых. Согласно официальной статистике на конец декабря 2015 г., ежегодно число ИП увеличивается на 4%, в то время как количество предприятий, прекративших свою деятельность, возрастает на 11%.

Сейчас в России зарегистрировано 3,5 млн индивидуальных предприятий и фермерских хозяйств. На долю малого и среднего бизнеса в объеме ВВП нашей страны приходится около 20%. По сравнению с развитыми странами это более чем скромный показатель: в странах ЕС доля одного только малого бизнеса достигает 50%.

В этом плане России есть у кого поучиться. По общепризнанному мнению, в европейских странах ниже бюрократический порог (предприятие можно зарегистрировать за 24 часа при минимуме документов). Кроме того, государства - члены ЕС имеют множество эффективных программ по поддержке предпринимательства, включая взаимное финансирование и взаимное гарантирование по кредитованию, упрощение нормативной базы, защиту конкуренции и так далее. В результате желающих попробовать свои силы на предпринимательском поприще в Европе куда больше, чем в России.

Выбор читателей