"Авиадартс" взмыл в крымское небо

Ставшие когда-то колыбелью российской авиации крымские аэродромы принимают сегодня участников соревнований среди воздушных снайперов, "акробатов" и "бегунов". Они порадуют гостей и жителей острова

В Крыму на аэродромах Кировское, Бельбек и на полигоне Чауда под Феодосией с начала недели проходит один из этапов соревнований военных летчиков "Авиадартс-2016". Победители будут защищать честь Воздушно-космических сил России на финальном международном этапе, который пройдет в конце июля - начале августа в Рязанской области.

"Русские витязи" во время "Авиадартса". Фото: ТАСС

Собственно, а почему именно дартс? По словам судьи соревнований 2014 г., Героя России, летчика Сергея Кобылаша, организаторы долго не могли определиться, как именовать это событие. Были предложены разные варианты, вплоть до балета, ведь боевые самолеты должны действовать в воздухе парой, совсем как фигуристы на льду, но балет мало ассоциируется с боевой техникой. Тогда и появилось название "дартс" - в честь спортивной игры, суть которой заключается в метании дротиков в мишень, что требует от участников собранности, выдержанности, высокой концентрации внимания. Те же качества нужны и боевому летчику, да и форма дротика очень напоминает авиационную ракету.

По словам главнокомандующего Воздушно-космическими силами РФ Виктора Бондарева, открытие происходит в Крыму не случайно. Именно здесь зародилась российская авиация. Командующий заверил жителей и гостей республики, что 30-31 мая и 3-4 июня соревнования могут совершенно бесплатно посетить все желающие. Что же ждет зрителей и участников "Авиадартса" в этом году?

Опыт соревнований прошлых лет говорит, что гражданское население ожидает полноценного военного шоу с взрывами бомб, лихим пилотажем и оглушительным грохотом проходящих над головой реактивных самолетов.

Пилотов - участников соревнований ждет сложная программа из нескольких дисциплин.

Так, летчикам предстоит продемонстрировать свои навыки в умении вести все виды боевой активности. Сначала пилотам боевых самолетов и вертолетов, а также военно-транспортной авиации предстоит пройти теоретический экзамен, и только потом их ждет взлетная полоса аэродрома. На одном из этапов паре из двух самолетов предстоит вести воздушную разведку. На небольшом участке местности организаторы расположили три видимые с воздуха метки, которые необходимо обнаружить и отметить их положение на карте. По условиям соревнований полет должен проходить на высотах от 200 до 400 м - как можно ниже к земле. В реальной боевой обстановке такой почти бреющий полет помогает оставаться незамеченным для локаторов противовоздушной обороны. Так же, подходя к цели на малых высотах, действовали когда-то и летчики Великой Отечественной, однако с тех пор скорости полета возросли в несколько раз. При выполнении разведки современным пилотам организаторы соревнований предписали скоростной режим 600 км/час. Нужно быть очень внимательным, настоящим асом, чтобы заметить предмет на земле, пролетая на такой скорости! Причем на выполнение задания дается всего пять минут - появиться и исчезнуть, как в бою, чтобы враг не успел среагировать. Демонстрировать свои навыки в умении обнаруживать противника на земле, как сообщают организаторы, будут только экипажи штурмовиков Су-25, которые также известны как "Грачи". После разведки штурмовики присоединятся к более скоростным машинам.

Вместе с истребителями Су-27, Су-30 и МиГ-29 их экипажи будут демонстрировать умение атаковать наземную или морскую цель - это следующий этап после ведения разведки. Нужно отметить, что строгое жюри, состоящее из опытных военных летчиков, оценивает не только конечный результат этапа - поражена мишень или нет, но и внимательно следит за всеми действиями экипажей начиная со взлета. От их острого взора не ускользнет ничего - умеют ли пилоты выдерживать необходимый интервал в строю при полете по маршруту, насколько синхронно выполняют маневры, выдерживают ли угол атаки на цель. И это не просто формальные требования соблюдать пункты уставов. Боевые самолеты должны лететь на строго определенном расстоянии, чтобы в случае взрыва зенитной ракеты она не повредила оба. На помощь членам жюри придут беспилотные аппараты, которые с воздуха будут транслировать картинку и помогать следить за действиями пилотов. Заодно и операторы беспилотников получат неплохую практику по слежению за скоростными объектами. Считывать параметры полета будут и специальные приборы, смонтированные на принимающих участие в соревнованиях самолетах. При такой системе контроля со стороны жюри практически исключена возможность дать заниженную или завышенную оценку действиям летчиков.

При атаке наземных целей летчики продемонстрируют умение применять с пикирования неуправляемые ракеты и автоматические пушки, способные выпустить сотню снарядов за несколько секунд. Примерно такая же программа ждет и вертолетчиков - они тоже будут демонстрировать навыки выхода на цель и атаки наземных объектов. Пожалуй, больше всего напомнят дартс этапы соревнований среди пилотов военно-транспортной авиации, которые померяются силами в дисциплине на точность сброса грузов в цель на земле.

Жители и гости Крыма получат огромное удовольствие от присутствия на соревнованиях. Однако "Авиадартс" - это не просто авиашоу, а площадка, на которой летчики из всех военных округов смогут поделиться опытом друг с другом и зарубежными коллегами. Понять, где их сильные и слабые места, сравнить навыки боевого применения своих реактивных и винтокрылых машин.

Итоги соревнований будут подведены в Севастополе. Победившие пилоты отправятся на заключительный, международный этап соревнований, где ожидаются летчики из Китая, Белоруссии и некоторых стран СНГ.

Выбор читателей