Антитабачный крестовый поход продолжается

Минздрав объявил новый этап борьбы с курением табака. Цель священная, но способы достижения не ясны, а сроки реализации таковы, что нынешнему руководству за неудачу отвечать не придется

В последний день мая во всем мире отмечается Всемирный день без табака. А 1 июня, как известно, День защиты детей. В Минздраве решили одним выстрелом убить двух зайцев и к обеим датам приурочили обнародование новой концепции противодействия курению табака. Она рассчитана на срок до 2020 г. и предлагает к реализации ряд новых мер.

Фото: Global Look

Так, в случае если концепция начнет действовать, то те, кому по нраву табачная продукция с ароматическими добавками (вишня, яблоко, ментол и иже с ними), забудут, какова она была на вкус, - продажа таких изделий будет запрещена. Да и обычные-то сигареты станет купить заметно труднее - Минздрав намерен ограничить территориальную доступность этой продукции в границах городов (пока - городов, а там кто его знает…). Еще одна мера ударит по настроению ценителей прекрасного, то есть тех, чью тонкую натуру согревает исключительный дизайн сигаретной пачки от любимого производителя. Концепция предусматривает переход на универсальные упаковки.

Что еще? На замену ароматизированным сигаретам в красивых пачках Минздрав предлагает к реализации сигареты с пониженной воспламеняющей способностью. Предполагается, что они, упав на горючую поверхность, не воспламенят ее так, как это сделали бы обычные.

Безусловно, с точки зрения заботы о жизни человека, его здоровье и имуществе это большой шаг вперед - пожары по причине "напился и заснул, покуривая в постели" случаются в России очень часто. Проблема в том, что сигареты нового типа заметно дороже, так как сложнее в изготовлении. К этому стоит добавить желание Минздрава увеличить шаг повышения акцизов на табачную продукцию. В сумме получаем впечатляющий рост цен.

Стоит заметить, что чиновники Минздрава открыты для предложений. То есть в министерстве готовы рассмотреть народные идеи ограничения курения табака. И здесь будет уместным привести следующие слова главы ведомства Вероники Скворцовой, сказанные на пресс-конференции: "Можно любых одиозных вещей напредлагать, которые во вред, наоборот, борьбе с курением сыграют и вызовут протестные движения. Этого нам не надо, нам надо настолько тонко психологически выстроить всю систему борьбы с табакокурением, чтобы она вызывала во всех возрастных группах поддержку".

Очень здраво звучат эти слова. И тем удивительнее читать о задаче, которую в Минздраве называют главной при разработке новой концепции. Ее озвучила опять же министр здравоохранения: "Главной задачей, которую мы ставим перед собой, является обеспечение условий, при которых доступ к табачной продукции для нового поколения, то есть наших граждан, родившихся после 2015 года, на протяжении всей жизни будет невозможным".

Ни много ни мало. Что это означает? Это означает то, что в Минздраве поделили россиян на две группы. Первая (в ней родившиеся до 2015 г.) пусть живет как хочет - в частности, покупает сигареты и травится ими. Даже если это россиянин, появившийся на свет в 2014-м, он, считают в министерстве, не является представителем нового поколения и может губить свое здоровье как его душе угодно.

Вторая группа (родившиеся в 2015-м и после) - будущее нации, которому полагается особая забота.

Чем грозит в социальном плане такое вот разделение народа на классы, рассуждать ни к чему: тема давно известная. Куда интереснее вот что: как в принципе Минздрав видит реализацию этого шага? Принять разные законы для людей с разной датой рождения? А как быть с Конституцией, по которой у всех людей после наступления совершеннолетия одинаковые права и обязанности?

Впрочем, если внимательно изучить сказанное министром, то на ум приходит знаменита притча о Ходже Насреддине. Однажды он поспорил с эмиром бухарским, что научит своего ишака богословию, - да так, что ослик будет знать предмет не хуже эмира. Срок, который Ходжа оговорил себе на выполнение задания, составлял 20 лет. Когда Насреддина спросили, да как он мог взяться за такое немыслимое дело, Насреддин ответил: "За 20 лет кто-нибудь из нас троих - ишак, я или эмир обязательно умрет. А тогда поди разберись, кто лучше знал богословие".

Так и в случае с Минздравом: россиянам, родившимся в 2015 г., 18 лет исполнится в 2033-м. До этого они и по нынешним законам не имеют права покупать сигареты. А вот после 18-летия как раз возникнет сложная ситуация: как быть с выпускниками? Но действующее руководство Минздрава в 2033-м году вряд ли останется на посту - а значит, и отвечать за экзотические решения (если они будут приняты) и их последствия, скорее всего, не придется.

Зато выглядит такое намерение внушительно. Будто в Минздраве уверены, что к 2033 г. в России вообще курить никто не будет, а потому и разделение на социальные группы тоже не понадобится.

Под стать идеям министерства и предложения общественной организации "Лига здоровья нации", которая предлагает Госдуме запретить взрослым курить перед несовершеннолетними в общественных местах. Законопроект обещают подготовить осенью и внести в российский парламент.

Сразу возникает вопрос: а следить кто будет? И сейчас-то нет должного контроля за имеющимися антитабачными запретами, а что изменится с появлением еще одного закона? Резко возрастет число полицейских на улицах? И они будут вылавливать из толпы курящих, если рядом заметят детей (а их в толпе тоже еще надо засечь)?

Зато выглядит идея опять же донельзя благородно, масштабно и красиво. Как и многие другие идеи предвыборного периода. 

Выбор читателей