"Кирпич" продадут за деньги

Борьба с пробками и проблемы с финансированием дорожных работ в регионах могут обернуться очередным наступлением на кошельки россиян, предпочитающих личный транспорт общественному

Правительству удалось провести в Госдуму законопроект, позволяющий вводить платный въезд в центр городов. Несмотря на то что документ навлек на себя шквал критики со стороны экспертов и рядовых автомобилистов, комитет по транспорту нижней палаты парламента рекомендовал его к принятию. Рассмотрение в первом чтении запланировано на 7 июня.

Фото: Артем Коротаев/ ТАСС

На первый взгляд, принятие отдельного закона "Об организации дорожного движения в РФ" не сулит автомобилистам никаких неприятностей. Напротив, в документе много полезных инициатив, направленных на борьбу с дорожными заторами. И главное - он позволит свести воедино деятельность по организации дорожного движения, ответственность за которую до сих пор была размазана между различными уровнями власти, ведомствами и организациями.

Опасения у участников дорожного движения и экспертов вызывает, по сути, лишь одно из положений законопроекта. А именно - право региональных и муниципальных властей вводить временные ограничения движения транспортных средств по дорогам путем взимания платы. Как сказано в документе, платный въезд в определенные зоны может вводиться как для всех машин, так и для автомобилей "определенных видов (типов), категорий, принадлежности, экологического класса, наполненности пассажирами, а также в отношении определенных дней и времени суток".

В нем также оговорены "компенсационные мероприятия" для автомобилистов, не готовых платить за то, чтобы добраться до пункта назначения. Среди них: обеспечение альтернативного проезда, повышение качества работы маршрутов регулярных перевозок, а также развитие инфраструктуры для движения велосипедов. Но, как указывают эксперты, в этом случае альтернативный маршрут может оказаться гораздо длиннее платного, пересаживаться на автобусы и велосипеды автомобилисты не станут и в итоге будут вынуждены раскошелиться.

Подобная практика давно используется для финансирования дорожных работ в Скандинавии. Временная плата за проезд вводится на конкретной магистрали для сбора недостающей суммы на ее ремонт, а после проезд опять становится бесплатным, рассказал корреспонденту "Утра" секретарь общественного совета при Федеральном дорожном агентстве Константин Сдобнов. По его мнению, предложенный правительством механизм должен прийти на выручку тем городам, у которых есть проблемы с наполнением бюджета на ремонт и содержание дорог. "Поэтому хотелось бы, чтобы этим инструментом они пользовались целевым образом. А при принятии решений о введении платы обсуждали такую возможность с общественностью. И, разумеется, должны быть обеспечены альтернативные маршруты проезда", - заявил он.

Москва, у которой нет проблем с деньгами, но остро стоит вопрос с загруженностью дорог, не вполне вписывается в нарисованную схему. Однако, по мнению Сдобнова, собранные таким образом деньги отнюдь не будут лишними для столицы. Они должны быть направлены на создание альтернативных способов передвижения по городу для тех, кто решит отказаться от автомобиля из-за введения платы на въезд. "Метро уже не справляется с пассажиропотоком, и нужно развивать другие виды наземного общественного транспорта с сопоставимым уровнем комфорта", - отметил он. При этом, по его словам, опыт многих крупных мегаполисов показывает, что альтернативой частным автомобилям может выступить такси, на развитие которого, в принципе, не нужны бюджетные деньги. Таксопаркам достаточно дать определенные квоты на въезд в центр города, чтобы проезд в такси не подорожал.

Идея ввести платный въезд в центр столицы впервые прозвучала на Международном экспертном совете по транспортным вопросам в августе 2014 года. Причем исходила она от одного из иностранных экспертов. Мэр Москвы Сергей Собянин тогда заявлял, что столица пока не готова к введению платного въезда в отдельные районы. Мол, вначале надо навести порядок с парковочным пространством. Но не стал отрицать, что такая идея обсуждается. Позднее заммэра по транспорту Максим Ликсутов заявил, что власти города рассмотрят возможность создания специальных зон в городе, за въезд в которые будет взиматься плата.

Как рассказал корреспонденту "Утра" главный научный сотрудник базирующегося в Санкт-Петербурге Института проблем транспорта Российской академии наук Дмитрий Скороходов, ученые давно предлагали закрыть въезд автотранспорту в центр города на Неве. "Но власти больше прислушиваются к бизнесу, а не к науке", - посетовал он. По поводу же нашумевших новаций в правительственном законопроекте Скороходов заявил, что главное - не продекларировать ограничения для автомобилистов, а добиться их исполнения на практике.

Дороги перегружены, но вводить плату за проезд в центр - это самая простая мера, какую только можно придумать в такой ситуации, считает первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. По его словам, в Европе эта проблема решается гораздо элегантнее: автомобилистов, которые хотят ездить по центру, обязуют покупать единый проездной документ на общественный транспорт - он является одновременно и пропуском в центр, и наглядной альтернативой для автолюбителя, что, дескать, проездной-то у него уже есть, а на машине еще придется платить за бензин, парковку. И у него появляется мотивация ездить на общественном транспорте, а город получает финансирование, которое можно пустить на улучшение транспортной инфраструктуры.

Эксперты указывают, что у российских мегаполисов могут возникнуть проблемы с администрированием платы за въезд в определенные районы. По словам директора Института экономики транспорта Михаила Блинкина, Москва - не Стокгольм, где в центр можно попасть всего по нескольким мостам. Он прогнозирует и сложности с системой оплаты. Так, в Лондоне действуют 500 стационарных и 200 передвижных станций, фиксирующих въезжающих в центр и автоматически списывающих деньги со счета автовладельца. Чтобы реализовать такой проект в России, потребуется не один год.

Система платного въезда в Лондоне, Риме, Стокгольме вводилась последовательно и долгое время, за которое самосознание людей успело созреть, они поняли необходимость этой меры. У нас же владельцы даже очень дорогих машин предпочитают прикрывать бумажками номера, чтобы не платить за парковку, отметил Сдобнов. "Вводить плату за въезд сразу и повсеместно нельзя, надо вначале опробовать ее на пилотных проектах, чтобы люди смогли оценить ее эффективность", - считает он.

Кроме того, по мнению секретаря общественного совета при Федеральном дорожном агентстве, очень важно при этом исключить коррупционную составляющую. "Различные околоадминистративные структуры наверняка начнут активно продавать пропуска на бесплатный въезд. Это один из рисков, которые надо учитывать", - предупредил он. 

Аналитик "Алор брокер" Кирилл Яковенко напомнил, что введение платных парковок и появление эвакуаторов в крупных городах было воспринято крайне негативно и уже привело к росту социального недовольства, а проблемы пробок не решило. "Ограничения, связанные с введением платы за проезд по муниципальным дорогам, построенным и содержащимся за счет бюджетных средств из фондов, формирующихся в том числе за счет топливных акцизов и налогов автовладельцев, могут привести к еще большей волне социального недовольства", - уверен он.

Да и время для рассмотрения подобного законопроекта, на его взгляд, выбрано не самое удачное, учитывая недавние новости о том, что 15% средств дорожных фондов, получивших по итогам 2015 г. дополнительно 75 млрд рублей, были израсходованы не по назначению. "Таким образом, можно говорить, что существенного дефицита средств, необходимых для развития транспортной инфраструктуры, особенно учитывая сворачивание крупных и затратных проектов, в ближайшие годы наблюдаться не должно", - прогнозирует он.

Яковенко полагает, что даже если закон будет принят Госдумой в ближайшее время, вводить плату за проезд администрации городов начнут только после выборов. "Но, если эта возможность будет реализована, разгрузив центральные районы городов, местные власти усугубят ситуацию на окраинах", - резюмирует он. 

Выбор читателей