ОСАГО замерло на грани провала

Активность автоюристов увеличивает убытки страховщиков и, если регулятор не примет решительных мер, может привести к скорому повышению тарифов по автогражданке

Средний размер убытка в ОСАГО увеличился за два года с 65% до 78%. К первому кварталу 2017 г. он может достичь 94%, а комбинированный коэффициент убыточности (ККУ) - 118%, подсчитали эксперты Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА).

Фото: Nikolay Gyngazov/ Russian Look

Рентабельности этого вида страхования угрожает деятельность автоюристов вкупе с повышением лимитов выплат по имуществу и жизни в 2014 г. и подорожанием запчастей и ремонтных работ из-за ослабления рубля. В подтверждение роста судебных издержек у страховщиков в АКРА приводят данные Российского союза автостраховщиков (РСА), согласно которым на штрафы и неустойки идет уже около 4% от получаемой премии. В 2015 г. страховщики заплатили штрафов и неустоек на 10 млрд руб., пишут "Ведомости".

ОСАГО уже не приносит прибыли страховщикам, комбинированный коэффициент убыточности по полисам, проданным в январе-марте, составляет у разных компаний 101-112%, заявил аналитик АКРА Алексей Бредихин. Если раньше страховщики могли компенсировать эти убытки за счет продаж по другим видам страхования, то при прогнозируемых значениях ККУ это будет уже невозможно, уверен он.

Но при этом, по его мнению, повышение тарифов ОСАГО - не единственная возможность вернуть прибыльность этого вида страхования и обеспечить доступность полисов. Регулирующий страховой рынок Центробанк знает, что нужно делать, и предпримет необходимые меры, считает Бредихин.

По данным Банка России, ОСАГО не приносит убытки страховщикам лишь в менее 20 регионах из 85. Но тем не менее в совокупности этот вид страхования остается прибыльным, и повышения тарифов не требуется, заявлял недавно первый зампред ЦБ Сергей Швецов. Обеспечить доступность полиса и его прибыльность можно без повышения тарифов, заверил он.

Повышать тарифы придется только в случае существенного увеличения цен на запасные части и ремонт или если резко вырастет количество обращений клиентов за компенсациями из-за вреда, нанесенного здоровью, считает гендиректор "Зетта страхования" Игорь Фатьянов. Пока же, по его мнению, достаточно точечного изменения системы тарификации в разных регионах и в зависимости от возраста водителя.

Читайте также

Выбор читателей