Коллекторов заменят приставы

Ужесточение контроля за деятельностью профессиональных взыскателей и существенные ограничения на их контакты с должниками не облегчат участь попавших в финансовую кабалу россиян

Во вторник, 21 июня, Госдума рассмотрит в окончательном, третьем чтении законопроект "О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности". Таким образом, уже с нового года рынок взимания долгов должен измениться кардинально.

Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

Чиновники наконец-то обратили внимание на "темную" сторону финансового рынка после череды резонансных преступлений, совершенных выбивателями долгов. Отныне коллекторам будет законодательно запрещено применять физическую силу или угрожать этим, причинять вред должнику, уничтожать или повреждать его имущество, а также оказывать психологическое давление. Звонить "клиенту" коллектор сможет не чаще двух раз в неделю и не по ночам, а лично встречаться - только раз в семь дней.

Больше того, должник вправе будет вообще отказаться от общения с взыскателями. И тогда кредитору придется добиваться возврата своих средств уже только через суд.

Начинать общение с должником разрешат не раньше, чем через четыре месяца с даты просрочки, притом что сейчас "охота" зачастую начинается уже через неделю. Коллекторы не смогут заниматься взысканием долгов с индивидуальных предпринимателей по кредитам, взятым на развитие бизнеса, а также задолженности по ЖКХ, если она не передана им поставщиками услуг официально.

Помимо этих и ряда других ограничений, которые вскоре придется соблюдать коллекторам, закон призван более четко регламентировать их работу. Штраф за нарушение регламента взаимодействия взыскателя с должником будет увеличен в 10 раз - до 2 млн рублей. В 10 раз увеличится и пошлина за организацию коллекторской деятельности - с 10 тыс. до 100 тыс. рублей.

Для контроля за этим бизнесом будет создан отдельный регулятор, которому правительство также поручит ведение реестра коллекторских агентств. Всем остальным выбивателям долгов, включая представителей микрофинансовых организаций, ломбардов и прочих ростовщиков, общение с должниками будет запрещено.

Общие нормы гражданского законодательства и раньше содержали запрет на осуществление подобных действий, например, на распространение заведомо компрометирующей, ложной информации. Но он носил общий характер, а теперь приобретает четко выраженную целевую направленность, прокомментировала нововведения руководитель юридического отдела юридического бюро "Падва и Эпштейн" Татьяна Манакова. "Сам по себе факт наличия просроченной задолженности не должен повлечь риска причинения вреда репутации гражданина-должника, совершение в отношении него оскорбительных и унизительных действий", - уверена она. Кроме того, по ее словам, законодательное введение таких запретов, как ограничение времени и периодичности телефонных звонков, позволит избавить от необоснованного психологического воздействия членов семьи должника и родственников, которые зачастую также становятся жертвами телефонной агрессии коллекторов.

Это существенный шаг в сторону упорядочения коллекторской деятельности, заявил корреспонденту "Утра" ведущий аналитик MFX Broker Артем Звягильский. Он считает самой главной новацией закона появление регулятора этого рынка. "Чтобы иметь право заниматься коллекторской деятельностью, агентство и его сотрудники должны будут удовлетворять ряду жестких требований и пройти регистрацию в специальном реестре. По сути, это некая госаккредитация, которая в случае нарушений будет отзываться", - отметил он.

Рынок коллекторских услуг становится все более цивилизованным, уверен гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. "Появляются крупные саморегулируемые организации, такие как Национальная ассоциация профессиональных коллекторских агентств (НАПКА), и этические нормы становятся обязательными для всех", - подчеркнул он и добавил, что новый закон не создает послаблений для должников, а просто приводит в норму отношения между ними и коллекторами.

Этот закон способен полностью изменить коллекторскую практику в России. Но произойдет это лишь в том случае, если правоохранительные органы продемонстрируют волю и будут действовать очень решительно, расчищая рынок от "черных коллекторов" и отправляя их в места не столь отдаленные, подчеркнул Артем Звягильский. "Когда со словом "коллектор" будет ассоциироваться не громила с бейсбольной битой в руке, а улыбчивая девушка с хорошими манерами и юридическим образованием, тогда можно будет сказать, что новый закон работает", - сказал он.

Закон написан очень неловко, для галочки, поскольку неверна сама постановка вопроса, заявил корреспонденту "Утра" финансовый омбудсмен Павел Медведев. Он привел в пример старый анекдот, в котором человек, заболевший венерической болезнью, пришел в поликлинику и обратился за помощью к офтальмологу. А на вполне резонный вопрос доктора, почему он выбрал именно его, ответил, что при походе в туалет ему так больно, что у него слезы текут из глаз. "Вот этот закон ровно про слезки", - считает Медведев.

По его словам, откровенным бандитизмом при взыскании долгов в основном занимались не коллекторские агентства, а "фрилансеры", работающие на подряде у микрофинансовых организаций за долю от суммы, выбитой у должника. "И законодателям прекрасно известно, что проблема не в том, что некорректно собираются долги, а в том, что долгов стало слишком много", - рассказал омбудсмен. По его данным, просроченная задолженность имеется сегодня у 11 миллионов россиян. "Это означает, что 10% взрослого населения страны каждый день получают звонки с требованием заплатить долги. И эта дурная бесконечность никак не разрешается законом о коллекторах", - уверен Медведев.

Не помог в исправлении ситуации и закон о банкротстве физлиц, поскольку он, по словам финансового омбудсмена, был написан "левой ногой" и применить его невозможно. Суды приняли всего около 5 тыс. заявлений от потенциальных банкротов, то есть воспользоваться новой нормой смог даже не каждый тысячный должник, хотя закон действует уже 9 месяцев. "Понятно, что суды просто физически не в состоянии помочь миллионам россиян, попавшим в финансовую кабалу. Поэтому нужен второй закон, который бы позволил решать проблему долгов мелких заемщиков, что называется, "на коленке"", - считает Медведев. Такой закон о финансовом уполномоченном, который должен был бы предоставлять реструктуризацию долгов гражданам и готовить дела о банкротстве для судов, даже приняли по распоряжению президента больше двух лет назад, но лишь в первом чтении. "Поставили галочку и забыли", - резюмировал омбудсмен.

Сами профессиональные взыскатели относятся к законопроекту, регулирующему их деятельность, неоднозначно, сообщил корреспонденту "Утра" директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин. С одной стороны, назначение госоргана, ответственного за этот рынок, создание госреестра и установление требований для имеющих право заниматься взысканием - меры, о которых давно просили "белые" агентства, отметил он. "Есть надежда, что это поможет очистить рынок от непрофессиональных "серых" коллекторов, которые применяют неэтичные, а иногда и криминальные методы взыскания. Скорее всего, в следующем году рынок ждет серьезное изменение ландшафта - количество агентств сократится, они укрупнятся, и их деятельность будет находиться под более пристальным контролем", - прогнозирует он.

С другой стороны, депутаты в преддверии выборов несколько перестарались с защитой прав должников, в том числе и недобросовестных, мошенников, которые брали кредиты, изначально не планируя их возвращать, и даже не сделали ни одного платежа для возврата кредита, добавил Воронин. "Банковскую систему и кредитный рынок это, к сожалению, не стимулирует к росту. Скорее всего, продолжится рост стоимости взыскания, возникнут новые требования к заемщикам при выдаче кредитов, воспользоваться услугами кредитования и займов потребителям станет сложнее", - заявил он.

Александр Шустов также прогнозирует рост стоимости заимствования для потребителей, так как те долги, которые в результате окажутся не взыскиваемыми, будут переложены на плечи остальных заемщиков в виде более высокого среднего по рынку процента. "Рынок станет более цивилизованным, но всем участникам придется за это больше платить", - уверен гендиректор "Мани Фанни".

Уклониться от общения с коллекторами должникам станет легче, но не стоит думать, что для них это плюс, подчеркнул директор НАПКА. "Количественные ограничения на взаимодействия с должниками и право на отказ от общения будут провоцировать кредиторов и коллекторов быстрее передавать дела в суд. Так что вместо телефонных переговоров с операторами коллекторского агентства должник сможет гораздо быстрее столкнуться с судебными приставами, которые, в отличие от коллекторов, уже имеют право входить в квартиру, описывать имущество и арестовывать счета. Оплата судебных издержек (а в 99% случаев должники в суде проигрывают) - также дополнительная нагрузка", - резюмировал Воронин.

Выбор читателей