Авиарынок заходит на посадку

Объемы пассажирских авиаперевозок в России продолжают падать. По данным Росавиации, в мае отечественные авиакомпании перевезли 6,8 миллиона человек - это на 14% меньше, чем в мае прошлого года

На фоне бурной радости по поводу анонсированного открытия Турции и обсуждения вопроса о том, как быстро операторы сумеют наладить чартерное сообщение по этому направлению, практически незамеченной прошла другая новость из мира авиации. Федеральное агентство воздушного транспорта сообщило, что объем пассажирских авиаперевозок в России продолжает падать.

 Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

По данным ведомства, в мае отечественные авиакомпании перевезли 6,885 миллиона человек, что на 14,3% ниже показателя того же периода прошлого года. При этом на международных линиях авиакомпании недосчитались 32,9% пассажиров (их оказалось всего 2,488 миллиона), перевозки между Россией и странами СНГ снизились на 22,4% (примерно до 502 тысяч пассажиров), а на внутренних линиях выросли на скромные 1,6% (4,397 миллиона человек).

Незначительное увеличение пассажиропотока внутри страны говорит о том, что полноценного импортозамещения в туризме не случилось. Заметный провал в майских перевозках по сравнению с прошлым годом эксперты связывают как раз с потерей Турции и Египта, которые традиционно лидировали в предпочтениях российских путешественников на майские праздники. К тому же последний месяц весны - начало высокого сезона на Средиземном море. В былые годы в это время из России в Турцию уже поднимались первые чартеры. 

Другая причина - нежелание авиакомпаний демпинговать после нашумевшего банкротства "Трансаэро" и одновременное снижение реальных доходов населения: это оставляет "за бортом" пассажиров, наиболее чувствительных к цене. 

Динамика первых пяти месяцев тоже в минусе, но выглядит не так устрашающе - с января по май перевозки сократились на 6,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (до 31,404 миллиона человек). При этом на международных линиях падение составило 25,6% (до 10,3 миллиона человек), тогда как на внутренних отмечен рост на 8,6% (до 19,07 миллиона человек). 

Примечательно, что на фоне провала отрасли в целом крупнейшие перевозчики оказались в плюсе, приняв на себя часть платежеспособных клиентов ушедшего "Трансаэро". Так, бессменный лидер "Аэрофлот" прибавил 13,6% (он перевез 10,9 миллиона пассажиров). Еще заметнее нарастила пассажиропоток "Сибирь" - на 18,9% (3,4 миллиона пассажиров). Замыкает тройку ведущих игроков UTair с 2,1 миллиона пассажиров и ростом на 11,4%. Из топ-10 российских авиакомпаний отрицательную динамику продемонстрировали только "Оренбургские авиалинии". 

С учетом этих обстоятельств поиск свободных бортов для турецкого направления не кажется сверхзадачей. Зато еще более сомнительной выглядит затея с созданием собственной авиакомпании в Крыму. Власти полуострова продолжают вести переговоры по этому поводу с Росавиацией, сообщил на прошлой неделе министр транспорта Крыма Андрей Безсалов в ходе Крымского транспортного форума в Алуште.

С этой идей крымское руководство носится уже достаточно давно, но независимые эксперты воспринимают ее скептически. Создать эффективную компанию, специализирующуюся на подвозе туристов к пляжам, в мире мало кому удавалось, отмечают они. Слишком большие риски создает фактор сезонности - в пик самолетов может не хватать, в период спада они будут летать полупустыми. 

Первый зампред комитета Госдумы по транспорту Михаил Брячак, в свою очередь, сообщил, что крымская авиакомпания будет создана на народные деньги и поможет не только наращиванию турпотока, но и развитию деловой активности в регионе именно в межсезонье, когда другие перевозчики сокращают и отменяют рейсы. 

По словам председателя совета республиканского союза потребительских обществ Крымского федерального округа "Русь" Олега Беккера, деньги для компании будут собраны за счет складочного капитала пайщиков. Сейчас их уже насчитывается порядка полутора тысяч, собрано 150 млн рублей. Ранее стоимость проекта оценивалась почти в 1,5 млрд рублей. 

Но большинство экспертов полагают, что в этой истории ставка изначально делается на государственные субсидии, без которых такое предприятие существовать не сможет. 

Сдержанно отнеслись к идее и в Минтрансе. Заместитель министра транспорта Николай Асаул высказался в том духе, что проект любопытный и имеет право на жизнь, но сейчас есть задачи и поважнее. Инициатива рискованная, и торопиться с ней не стоит, добавил он. Однако Олег Беккер уже заявил о том, что первые чартеры крымской народной авиакомпании "Русич" взлетят уже в августе, а регулярные рейсы планируется начать к концу текущего года.

Выбор читателей