Извинения Эрдогана потушат конфликт в Сирии

Москва и Анкара смогут организовать продуктивный диалог между всеми участниками противостояния в САР. Совместная борьба с террором и укрепление сирийско-турецкой границы станут огромным шагом на пути к миру

Восстановление российско-турецких отношений поспособствует урегулированию обстановки в Сирии. Москва, Анкара и Тегеран намерены создать совместную группу для мониторинга ситуации в республике. Трехстороннее сотрудничество скорее поможет мирному процессу, чем разрозненные действия каждого из вовлеченных в конфликт государств.

Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров и министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу во время встречи в рамках форума АСЕАН в августе 2015 года. Фото: Александр Щербак/ ТАСС

Примирение России и Турции разморозило взаимодействие между странами по огромному кругу вопросов. Война в Сирии по понятным причинам является одним из самых животрепещущих для обеих стран. Неудивительно, что эта тема станет главной на встрече министров иностранных дел Сергея Лаврова и Мевлюта Чавушоглу, которая состоится в Сочи 1 июля. В Турции надеются, что переговоры пройдут в "искренней обстановке".

Накануне встречи стороны поделились своим видением того, как следует организовать сотрудничество по сирийскому урегулированию. "Для прочного мира в Сирии Иран и Россия должны играть важную роль и участвовать в этом процессе. Мы всегда это говорили, наша позиция по этому вопросу за семь месяцев не изменилось… Все наши разногласия с Россией будем решать путем диалога, и с завтрашнего дня он начнется", - заявил Чавушоглу.

Взаимодействие по Сирии обсуждают между собой официальные лица всех трех стран. В четверг, 30 июня, глава турецкого МИД встречался с иранским коллегой Али Акбаром Салехи. Дипломаты договорились вместе искать пути прекращения насилия в Сирии. "Тегеран и Анкара могут урегулировать все основные конфликты на Ближнем Востоке, включая сирийский", - отметил турецкий министр.

Интересы Москвы, Анкары и Тегерана на сирийском направлении в общих чертах совпадают. О том, что наметившийся триумвират будет оформлен официально, сообщил секретарь Совбеза Ирана Али Шамхани. После встречи со своим российским коллегой Николаем Патрушевым Шамхани сообщил об образовании трехсторонней группы, "для того чтобы с близкого расстояния обсуждать политические вопросы и вопросы по безопасности в Сирии".

Российская сторона подтверждает свою нацеленность на интенсивное взаимодействие с Турцией и Ираном по Сирии: от турецких властей многое зависит с точки зрения влияния на группировки оппозиции, на Иран Россия рассчитывает как на главного союзника по взаимодействию с режимом Башара Асада. Вместе с тем Москва по-прежнему настаивает на необходимости прямого диалога между официальным Дамаском и оппозицией - в настоящий момент это более важно, чем создание трехсторонних центров.

"Нужно не только как можно скорее созвать новый раунд (межсирийских переговоров), но и необходимо, чтобы эти переговоры на этот раз были прямые, чтобы они (сирийцы) сами в прямом общении могли выработать сценарий политперехода в этой стране на основе создания широкопредставительного правительства", - отметил постоянный представитель России при отделении ООН и других международных организациях в Женеве Алексей Бородавкин.

Перед новой международной группой будут стоять две главные задачи: совместная борьба с терроризмом и способствование политическому урегулированию. Особенно эффективной может получиться работа по второму направлению: разнонаправленность участников группы позволит им вести продуктивный диалог с разными сторонами конфликта.

В Сирии на новых посредников возлагают большие надежды: если РФ и Турция будут работать сообща, то Москва сможет оказывать на Анкару необходимое влияние. "Мы в Сирии надеемся, что наш стратегический партнер Россия сможет оказать влияние на Турцию, чтобы заставить ее ответить перед мировым сообществом, перед международным правом и закрыть границы между Сирией и Турцией, прекратить проникновение террористов", - заявил накануне посол Сирии в Москве Рияд Хаддад.

Российской посол в Дамаске Александр Кинщак уверен, что прогресс в российско-турецких отношениях поможет решить вопрос с границей. "Если мы найдем взаимопонимание на почве антитеррора, если наши потенциальные турецкие партнеры поймут, что эта угроза для них тоже серьезная… если у нас будет здесь прогресс, понимание, и мы начнем работать по одной программе ради достижения одних целей, то, естественно, они будут перекрывать границу", - заявил дипломат.

По его мнению, диалог с турецкой стороной поможет нашей стране более эффективно выполнить "сирийскую миссию". "Если мы сможем развить ту позитивную тенденцию в отношениях с Турцией, и помимо нормализации в двусторонних связях попробуем вернуться к партнерству реальному относительно урегулирования сирийского кризиса, и в центре этого партнерства будет антитеррор, задача уничтожить ИГ*, если мы сойдемся с Турцией, то это окажет самое благотворное влияние на развитие ситуации внутри Сирии", - заключил Кинщак.

Тем временем Белый дом, опасаясь сближения между Россией и Турцией, пытается навязать Москве обновленные условия взаимодействия. Американцы предлагают углубить сотрудничество с Россией в Сирии, а в обмен хотят, чтобы российские власти убедили официальный Дамаск прекратить бомбардировку оппозиционных группировок, которые США не причисляют к террористическим. Такой формат не нравится ни Москве, ни отдельным силам внутри Соединенных Штатов (например, Министерству обороны). По общему мнению, неуклюжие попытки Барака Обамы и Джона Керри втиснуться в новый миротворческий лагерь выглядят жалко.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей