Турки подмяли туризм РФ

Санкции, введенные после обострения отношений с Анкарой, как ни странно, гораздо больнее ударили по российским туркомпаниям, а не работающим на нашем рынке турецким

Президент РФ своим указом отменил введенные в 2015 году экономические санкции против Турецкой Республики и дал поручение правительству обеспечить восстановление чартерных авиарейсов между Россией и Турцией.

Фото: Сергей Савостьянов/ ТАСС

Эта новость вызвала большое оживление, в первую очередь, на туристических ресурсах в интернете, вызвав обсуждение широкого круга вопросов: от "когда все снова заработает, как прежде" до сомнений по поводу безопасности. В отличие от Египта, где меры безопасности наглядно усиливаются, в Турции продолжают греметь взрывы. Масштабный теракт произошел в международной зоне аэропорта Стамбула только что, 28 июня. Так что вопрос безопасности совсем не праздный.

Однако куда более важным кажется вопрос, а что дали эти санкции? Вот, к примеру, в аграрной области введение ограничений привело к началу возрождения отечественного сельского хозяйства. Понятно, почему российские фермеры настороженно отнеслись к восстановлению деловых отношений с Турцией и с удовольствием встретили продление президентом продовольственного эмбарго до конца 2017 года. Запрет пошел на пользу нашему АПК. А что изменилось в туристической отрасли, да и изменилось ли там хоть что-нибудь вообще?

Прогнать, но не выгнать

На момент введения санкций против Анкары российский выездной туризм фактически полностью контролировался турецкими туристическими компаниями, занимавшими совокупную долю 76% рынка. Годовой оборот так называемой большой тройки - Coral Travel, Pegas Turistik и Tez Tour - превышал 1 млрд долларов у каждого оператора. Если добавить еще и крупнейшего игрока "второй линии" - Anex Tour, то окажется, что турецкий капитал контролировал 92% российского рынка пакетного туризма по всем направлениям, за исключением Европы. Сюда же стоит добавить 60% рынка остальных стран СНГ.

После обнародования приказа Ростуризма об исключении из его реестра сразу аж 19 турпредприятий, принадлежащих или подконтрольных турецким владельцам, казалось, туристический мир России должен был рухнуть. Но ничего подобного не случилось. Те же Pegas Turistik, Anex Tour, Coral Travel продолжили работу, почти как ни в чем не бывало.

Вышло это очень просто. Сложно сказать, кто конкретно и с учетом каких соображений составлял стоп-лист, но представления чиновников о реальном устройстве турбизнеса катастрофически отстали от реальности. Турки не просто заполонили весь рынок, они создали разветвленную сетевую структуру, давно не имеющую какой-то головной компании, блокирование которой способно автоматически остановить работу всего механизма. Тот же Pegas Turistik давно является просто брендом, пользоваться которым по лицензионному соглашению могли (и продолжали) сотни мелких и средних российских турагентств.

Система строилась как своего рода закрытый клуб, и функционирует она на клубных принципах. Турецкий оператор, пользуясь своим именем, весом бизнеса, масштабом капитала и связями в своей стране, заключал с местными отелями контракты о предоставлении скидок на их услуги. Дальше получившие входной билет в эту систему российские турагентства уже в электронном агрегаторе просто столбили нужные номера на интересующие даты от лица владельца бренда. Так же работала система бронирования трансфертов от аэропорта до отеля. Единственной по-настоящему болевой точкой, нажатие на которую дало результат, оказался запрет чартерных рейсов из России в Турцию. Но и они довольно долго продолжали летать, так как по условиям запрета туроператоры были обязаны либо вернуть деньга за уже проданные туры, либо выполнить свои обязательства по ним. Они и выполнили, потому что шестеренки отлаженного механизма продолжали исправно крутиться. Турецкие отели начали пустеть лишь после того, как проданные туры закончились, а новых не стало в виду ликвидации чартерных перелетов. И хотя часть потока удалось перенаправить через соседнюю Белоруссию, где запрет не действовал, все равно вместо обычных 700 тысяч туристов из РФ на турецких пляжах за время действия санкций позагорали лишь около 40 тысяч россиян.

За все заплатили наши

Как говорит исполнительный директор Ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе, по итогам 2015 года количество участников выездного рынка РФ снизилось до 700 компаний, что составляет примерно треть от их количества годом ранее. Вероятнее всего, в 2016-м на плаву не удержится еще примерно 30% оставшихся. Но при этом теневые организаторы рынка, те самые турецкие кукловоды, пострадали меньше других, а сейчас и вовсе намерены вернуть свое.

Контролируя практически весь выездной туризм, они сумели довольно быстро заменить "выбывшие" Турцию и Египет другими направлениями. Клиенты категории ВИП своих привычек практически не изменили: Лазурный Берег и Мальдивы никто не запрещал, чиновники себе не враги. Средняя категория была перенаправлена в Таиланд, Вьетнам и Индию. Остальным предлагали последнее из оставшегося недорогого отдыха - Кипр, Тунис, Израиль. Заметно вырос поток в Болгарию, Хорватию, Черногорию, Португалию и Грецию. Исправно действует как бы российский чартерный перевозчик Azur Air, управлением и техническим обслуживанием которого почему-то занимается турецкая MGA (Mavigok Aviation).

Российским турагентствам просто некуда было деваться. В большинстве своем они представляют собой малые и очень малые компании, бизнес которых в самостоятельном виде невозможен. По своему масштабу они не в состоянии плотно отработать даже одно-единственное направление. Туристический поток, создаваемый каждой из фирм, слишком мал и нестабилен, чтобы заинтересовать отели и авиакомпании в плане предоставления существенных скидок. Мелкие игроки могли выжить, лишь продолжая сотрудничество с ведущими операторами туристического рынка, а их, кроме турецких, и не было. Так и вышло, что у турецких компаний, формирующих рынок, только слегка просели доходы, а разорялись в основном российские предприниматели, к турецкому капиталу отношения не имевшие. Они были слишком малы, чтобы выжить.

Лояльность сыграла на турок

Именно так турки и формировали российский туристический рынок. Сознательно или интуитивно, но они почувствовали, что мелким турагентствам просто некуда и не на что расти, конкуренции не будет. Взять кредит на развитие проблематично, да и бизнес лишком рискованный для любого банка. Ширина квантового перехода оказалась непреодолимой. Вы обычно отправляете в месяц полсотни туристов, но сумели сейчас собрать сотню? Для мелкого агентства это масштабный успех, но в системе туристического бизнеса это капля в море, даже на один чартерный борт не хватит.

Всевозможных туристических ассоциаций в России множество, но прямой практической пользы, например, в виде получения дополнительных скидок на интересующие направления, в нужные отели или на авиаперелеты, они не приносят. А турки работают масштабно. Достаточно вспомнить ежегодный гала-тур Starway, проводимый для турагентской элиты России и стран СНГ на Анатолийском побережье Средиземного моря. И это только самая вершина айсберга, знаменующая собой систему бонусов, дополнительных скидок, разного рода временных преференций и прочих маленьких радостей, которые в масштабе миллиардного бизнеса ведущего туроператора практически ничего не стоили - разве что вместо обычной скидки в 5% предоставлялась персональная 7%. Но для владельца мелкого агентства и это заметный прирост прибыли: как говорится, рубль там, рубль здесь, глядишь, и набирается приличная сумма.

А все вместе взятое, включая атмосферу праздника, в конечном итоге формировало ту самую лояльность, благодаря которой российская туристическая "пехота" старалась в первую очередь продавать продукты грандов, вместо того чтобы искать пути повышения своей устойчивости и наращивать собственные связи с отелями хотя бы на ведущих направлениях. О попытках освоения каких-то новых направлений речи вообще не шло.

Правда, сейчас им все равно придется как-то перестраиваться, ибо турки извлекли урок из произошедшего и активно развивают форму прямой работы с туристами через интернет. За прошедший год неимоверно выросло количество сайтов, предлагающих оформление туруслуг буквально без отрыва от монитора. Выбирайте себе отель. Бронируйте. Оплачивайте банковской карточкой. Подбирайте вариант перелета. Забронируйте такси.

Пока электронная форма еще не очень популярна и плохо приживается, но ее активно рекламируют, и будущее за ней.

А чтобы не оказаться выбитыми по признаку "турецких корней" в следующий раз, туроператоры начинают маскироваться, и теперь состав их акционеров выглядит вполне себе пристойно. Например, компанией Pegas Turistik владеют только частные лица, турецких компаний в составе акционеров нет. Правда, у российских владельцев есть свои бизнесы в Турции, совладельцами которых могут оказаться граждане этой страны, но это уже правил юридически не нарушает, а потому основанием для претензии как бы быть не может.

Ростуризм окончательно и, возможно, небескорыстно прохлопал рынок, для поддержки которого создавался. Выходить из ситуации можно единственным способом - вырастить по-настоящему своих туроператоров, примерно так же, как мы выращиваем свою рожь. Внезапно потеплевшие отношения с Турцией не должны сказаться на продолжении выдавливания турок с рынка - достаточно того, что российские деньги уходят зарубежным отелям. Вся остальная прибыль от этого бизнеса должна оставаться в РФ и работать на нашу экономику.

Только когда маркетмейкер, то есть тот, кто формирует рынок, будет изначально российской компанией, только если он действительно будет формировать рынок, а не просто присутствовать на нем административным ресурсом, тогда мы сможем потеснить турок.

Читайте также на "Русской планете".

Выбор читателей