Госмонополиям урежут аппетиты

В ценовой политике госмонополий действует "эффект храповика" - механизм, не позволяющий колесу проворачиваться в обратную сторону. В итоге цены растут в неблагоприятные периоды, но никогда не снижаются в благоприятные

Президент Владимир Путин поручил чиновникам найти наконец способ заставить госмонополии снижать издержки. Необходимость этого назрела давно, но в условиях кризиса, когда население вынуждено было затянуть пояса, корпорации продолжают настаивать на повышении тарифов на свои услуги.

Глава ФАС Игорь Артемьев. Алексей Дружинин/ ТАСС

Не помог даже перевод естественных монополий на долгосрочное тарифное регулирование (система RAB - от англ. Regulatory Asset Base - регулируемая база инвестированного капитала). Тарифы в электроэнергетике, тепло- и водоснабжении и других регулируемых государством отраслей предполагалось устанавливать вначале на три года, а затем - не меньше чем на пять. Монополистов пытались таким образом отучить работать по принципу: все, что потратили в этом году, заложим в будущий "ценник". Хотя эффективность части затрат была весьма сомнительна, экономить никто не пытался.

Это подтвердил и руководитель Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Игорь Артемьев. В беседе с главой государства он привел в пример РЖД. Оказалось, что с введением долгосрочного регулирования никаких стимулов для экономии у железнодорожников не появилось, а тарифы на их услуги прогнозируемо выросли. "То есть рассчитывали, что будет дороже и лучше, стало дороже, но лучше не стало", - посетовал Артемьев.

Дело в том, что прибыль монополий исчисляется от объема израсходованных средств, фактически это их гарантированный заработок, пояснил он. "То есть, чем больше ты израсходуешь - "бери больше, кидай дальше", - тем больше будет твоя прибыль, которую ты можешь израсходовать уже как сам пожелаешь", - отметил глава ФАС и предложил перевернуть эту пирамиду в другую сторону. То есть основную часть прибыли выделять монополиям из суммы, которую они сэкономили.

Экономия - очень субъективный показатель. Потому что она может быть достигнута либо в результате успешной работы менеджмента, либо ее можно добиться, не выполнив часть работ, заявил корреспонденту "Утра" доцент кафедры бизнеса и управленческой стратегии Института бизнеса и делового администрирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Эмиль Мартиросян. По его мнению, экономия здесь - не самый главный фактор, важнее изменить отношение управленцев к расходованию средств. И сделать это можно, стимулируя их вознаграждением за достижение требуемой экономии.

Награда за экономию в российских условиях - это из области фантастики, уверен аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко. Действительно, странно было бы ожидать от главы "Газпрома" или РЖД, которые зарабатывают в минуту столько, сколько некоторые россияне не рассчитывают получить и за год, что они ужмутся в расходах. Объявляемые в последнее время госкорпорациями тендеры отнюдь не свидетельствуют о смене тренда.

"Особое положение дает компании возможность не думать ни о качестве, ни об издержках - это сама суть монополии. Она получает гарантированный доход со своего рынка, и создать у нее мотивацию к экономии очень сложно, близко к невозможному", - полагает Яковенко. По его мнению, чтобы добиться прогресса в этом направлении, нужно в первую очередь заменить менеджмент, который думает в старых категориях, на новый. "Но где взять этих людей и как это сделать? В условиях японской трудовой этики, может быть, такой способ сработал бы, в России совсем другие и трудовая этика, и бизнес-модель. Только поставив во главе компании предпринимателя, который привык извлекать прибыль на конкурентном рынке, можно чего-то добиться", - заявил он.

В России, по словам аналитика, к сожалению, действует так называемый "эффект храповика" (механизм, не позволяющий колесу проворачиваться в обратную сторону) - цены растут в неблагоприятные периоды, но никогда не снижаются в благоприятные. С тарифами ситуация аналогичная, отметил Яковенко. Переломить ситуацию государство могло бы, рассмотрев возможность создания конкурентов естественным монополиям - сначала небольших, но хорошо защищенных законом от их агрессии, считает он.

Конкуренция - рецепт, проверенный временем, но не стоит забывать, что на госмонополии в России государством возложена огромная нагрузка. Они выполняют функции, важные с точки зрения национальной безопасности, как, например, РЖД, чья инфраструктура обеспечивает связи между отраслями и регионами. Выступают гарантами экономической стабильности государства, принося до 40% прибыли всей экономики. Кроме того, они зачастую несут ответственность за моногорода и целые регионы, как, к примеру, "дочка" "Газпрома" - "Газпром нефть", которая в свое время сменила юридическую регистрацию с омской на петербургскую с целью оказать посильную помощь бюджету Северной столицы. Не стоит забывать и о том, что "Роснефть", "Газпром", РЖД являются титульными спонсорами большинства российских футбольных и хоккейных клубов и фактически содержат весь российский большой спорт. То есть отнять волю к сопротивлению ФАС у госмонополий будет не так-то просто.  

Выбор читателей