Покемоны совершили революцию

Pokemon Go может стать ключом к новому миру игр и активному развитию направления дополненной реальности. Однако на россиянах создатели карманных монстров много не заработают

Слухи о ставшей мегапопулярной за считанные дни во всем мире игре Pokemon Go докатились уже и до стен Кремля. Как сообщил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, он уже слышал о новом поветрии у владельцев смартфонов, хотя сам не играет в игры.

Фото: Sophia Kembowski/ Global Look

Японский разработчик Nintendo совершил настоящий прорыв в рамках медиафраншизы, насчитывающей уже 20 лет, шесть поколений и бесчисленное количество версий компьютерных игр о маленьких монстрах (от англ. Pocket Monster - "карманный монстр"). Pokemon Go, объединившая на экране смартфона реальный и вымышленные миры, за неделю стала хитом скачиваний - приложение установили на свои гаджеты уже миллионы пользователей.

Игра основана на технологии "дополненной реальности". Приложение накладывает виртуальные объекты на картинку реального мира, получаемую с камеры смартфона, оснащенного GPS. И владелец гаджета, следуя по маршруту, может видеть на экране цифровые изображения покемонов. Одна из главных целей игры - поймать монстрика, метнув в него Pokeball. В дальнейшем захваченных в плен Додуо, Пикачу и Мяутов надо тренировать для участия в сражениях с покемонами других игроков. Приложение можно скачать бесплатно, но в процессе игры для более быстрого прохождения уровней пользователям предлагается совершать покупки.

Pokemon Go была запущена Nintendo совместно с Google в США, Австралии и Новой Зеландии 6 июля. На очереди - Япония и Европа. Приложение работает в смартфонах на iOS и Android. В ближайшее время создатели обещают сделать его доступным и для российских пользователей, однако наши соотечественники уже поддались общему увлечению, устанавливая пиратские программы, или заводят американские аккаунты, чтобы скачать игру.

Понятно, что большинство ловцов интересует сам процесс охоты. И некоторые так увлекаются, что это приводит к несчастьям. Пользователи, увлеченные игрой, часто невнимательны и попадают в курьезные и даже опасные ситуации. Уже имеется масса сообщений из США о падениях в канавы, застигнутых за ловлей покемонов сотрудниках полиции. Охотники на монстров стали жертвами мошенников, которые с помощью "маячков" заманивали игроков в безлюдные места и грабили.

Любопытный случай произошел с жительницей Нью-Йорка, которой удалось с помощью Pokemon Go уличить своего парня в измене. Ловелас сообщил, что отправился в магазин, а сам поехал к бывшей подруге, и по дороге обратно ему попался покемон. Обманутая американка позже обнаружила монстрика в его смартфоне, а заодно время и место, где он был сфотографирован, и приняла решение расстаться с изменником.

Психологов беспокоит, что у пользователей Pokemon Go может развиться зависимость, которая может оказаться намного сильнее, чем от обычных игр, из-за искусственного соединения реального и вымышленного миров. 

Впрочем, при желании в игре можно найти много плюсов. И, пожалуй, главный из них - охота на покемонов заставила и прежде не вылезавших из своих смартфонов людей прогуляться на свежем воздухе, открыть для себя новые места. Они знакомятся с архитектурой, посещают музеи, куда приводят их потешные монстры. А некоторые игроманы утверждают, что Pokemon Go помогла им справиться с депрессией и тревогой.

Между тем игра уже вызвала ряд скандалов. Проблема в том, что покемоны могут появляться в самых неожиданных местах. Например, на кладбище или в церкви. Накануне администрация Музея холокоста в Вашингтоне попросила посетителей перестать ловить монстров в здании мемориала жертвам нацизма. С таким же заявлением выступило руководство музея Аушвиц-Биркенау, расположенного на территории бывших нацистских концлагерей. Разработчики игры учли эти пожелания.

Кстати, Дмитрий Песков тоже дал понять, что на территории Московского Кремля карманным монстрам тоже не будут сильно рады. "Покемоны - не повод для того, чтобы посетить сокровищницу мировой культуры", - заявил он. Еще дальше пошло петербургское казачье общество "Ирбис", потребовав запретить Pokemon Go в России.

Создатели Pokemon Go считают, что им удастся заработать не только на игроманах, но и на торговых и увеселительных заведениях, которые будут заинтересованы в появлении в магазинах и кафе монстров, а вслед за ними и раззадоренных охотой посетителей. Как сообщил глава компании Niantic, которая совместно с Nintendo занималась разработкой игры, Джон Ханке, за это планируется взимать плату. То есть речь идет о новой системе привлечения клиентов через игру, фактически - это следующий шаг в массовой геймификации общества и экономики, заявил корреспонденту "Утра" гендиректор сервиса мобильных инвестиций "Источник" Роберт Багратуни. "Учитывая беспрецедентный рост аудитории Pokemon Go даже в тех странах, в которых еще не было официального релиза, можно говорить о революции. Фактически речь идет о первом успешном опыте монетизации технологии дополненной реальности в совокупности с гео-позиционированием", - считает он.

Аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко сомневается, что успех приложения будет долгосрочным. "Вообще сейчас не до конца понятно, чего больше в истории с покемонами - маркетинга или реального успеха", - полагает он. По его словам, совершенно очевидно, что большинство сообщений о популярности приложения носят исключительно рекламный характер, причем это касается не только новостей об очередном запрете использовать приложение в музеях и общественных местах или о появлении снимков/видео со знаменитостями, "пойманными" в процессе игры, но и финансовых результатов. Например, разнятся оценки дохода разработчиков: одни источники говорят о $3,9-4,9 млн в день, другие ограничивают рамки $1,4-1,6 миллиона.

Точные цифры сейчас доступны разве что разработчикам, остальное - чистой воды домыслы и маркетинг, но и этого оказалось достаточно, чтобы акции Nintendo с момента релиза взлетели в цене в полтора раза и продолжали расти по мере расширения географии на страны Европы, подчеркнул Яковенко. Он напомнил, что Nintendo на протяжении почти десятилетия существовала в статусе аутсайдера в сфере игровых технологий и откровенно уступала таким титанам игровой индустрии, как Sony и Microsoft. "К сожалению, с игровым "железом" у Nintendo и сейчас все очень скверно, а софт, в отличие от консолей, а уж тем более мобильные приложения не являются хоть сколько-нибудь стабильным долгосрочным драйвером роста", - отметил аналитик "Алор Брокер".

По словам руководителя аналитического отдела Grand Capital Сергея Козловского, реакция рынка на выход Pokemon Go соответствует тенденции последнего времени, для которой характерны миллиардные инвестиции в интернет-проекты с сомнительными планами по достижению положительных финансовых результатов. "После эйфории и фиксации спекулятивной прибыли коррекция по акциям Nintendo составит от 10% до 15%, и следующая волна покупок/продаж будет после квартальной отчетности, которая покажет первые именно финансовые результаты нового продукта", - прогнозирует он.

Как показывает практика, приложения, начавшие свой путь на рынке со взрывного спроса, очень быстро теряют популярность, добавил Яковенко. "Так что, скорее всего, через несколько месяцев про покемонов все благополучно забудут, а котировки акций Nintendo снова поползут вниз, к прежним уровням", - уверен он.

Что касается российских реалий, эксперты считают, что покемоны способны взбодрить отечественный игровой рынок, доходы которого оцениваются сейчас в $900 млн в год. "Несомненно, приложение будет популярным, но что касается монетизации - здесь большой вопрос", - считает Козловский.

Российский сегмент составляет 1,5-2% от мирового рынка мобильных игр. Но это не означает, что, если Pokemon Go будет зарабатывать в мире $100 млн в месяц, на Россию придется $1-2 млн, полагает разработчик Леонид Сиротин. По его словам, в России покемоны - далеко не такой культ, как в Америке или Японии.

Несомненно, Pokemon Go может стать ключом к новому миру игр, развитию направления дополненной реальности, уверен Роберт Багратуни. "Ее успех будет стимулировать приток инвестиций в аналогичные проекты, а также в технологии, связанные с гео-таргетингом", - полагает он.

Выбор читателей