Эрдоган снимает сливки с неудавшегося путча

Ситуация с провалившимся мятежом дает президенту Эрдогану карт-бланш на проведение конституционной реформы, чтобы преобразовать Турцию в президентскую республику, чего он давно добивался

Неудавшийся путч в Турции - инсценировка властей. С таким заявлением выступил исламский проповедник Фетхуллах Гюлен, которого президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган обвинил в попытке переворота в стране. Однако многие наблюдатели полагают: реальных причин для реального же переворота в Турции было более чем достаточно. Это и конфликт между армией и нынешними властями, и дестабилизация внутриполитической обстановки в стране, и раскол общества, и возобновление гражданской войны в Турецком Курдистане, и провалы Эрдогана фактически на всех внешнеполитических фронтах, и экономическая ситуация в стране, и многое другое.

Фото: He Canling/ Xinhua/ Global Look

Опрошенные "Утром" эксперты расходятся во мнениях о том, кто на самом деле стоит за путчем, но согласны в одном: главным бенефициаром от него в любом случае стал турецкий президент.

Востоковед, глава Ассоциации общественных объединений "Собрание" Мухамед Саляхетдинов считает, что для инсценировки задействовано "слишком много высокопоставленных лиц, многие из которых плотно работают с руководством НАТО". В частности, арестован глава авиабазы НАТО в Турции, напомнил он.

"На мой взгляд, попытка переворота была предпринята сохранившимися в армейском руководстве приверженцами идеологии Ататюрка и гюленовцами, не без ведома США. Но выиграл в итоге Эрдоган и укрепил власть еще больше. Провал переворота - заключительный и логический итог противостояния военных (кемалистов-националистов) и Эрдогана", - заявил эксперт "Утру".

В свою очередь, политолог и ведущий эксперт Российского института стратегических исследований (РИСИ) Аджар Куртов, не будучи, по его словам, любителем теории заговоров, в данном случае версию инсценировки поддерживает.

"Очень много объективных фактов говорят в пользу того, что эту версию не стоит сбрасывать со счетов. Турецкие военные - в отличие от военных многих других мусульманских государств, включая арабские страны, - это люди, как правило, высокообразованные, прошедшие европейские учебные заведения, воспитанные, имеющие хорошие военные традиции, разбирающиеся в политике. Я имею в виду старший офицерский состав. Длительное время военный офицерский корпус был одним из столпов турецкой государственности, по законодательству имел существенное влияние на принятие важнейших политических решений. Это значит, что их нельзя обвинить в некоем недопонимании ситуации в стране и тем более в глупости. А то, что произошло, очевидно свидетельствует о том, что военный переворот не был надлежащим образом подготовлен, поскольку трудно признать за подготовку спорадические (несистемные) выступления в нескольких частях страны - в частности, на военно-воздушной базе Инджирлик, или атаку боевой авиации на парламент Турции", - заявил Куртов "Утру".

В частности, турецкий парламент большого влияния на политику страны не оказывает, и не было никакой необходимости подвергать его воздушным атакам, уверен аналитик, "если только мы не примем во внимание версию, что это было сделано кем-то с целью показать бесчеловечность заговорщиков, их стремление нанести чувствительный удар по самой турецкой государственности - т.е. с целью их дискредитации".

Если бы действительно ставилась цель совершить эффективный военный переворот, то прежде всего заговорщики попытались бы нейтрализовать высшее политическое руководство страны, как обычно и происходит, но этого не случилось. "Говорить о том, что у заговорщиков руки коротки, - недостаточное объяснение. Все-таки заговоры происходят прежде всего по схеме нейтрализации самого вероятного противника, коим был президент Эрдоган. И попыток захватить его не было, хотя такие возможности, наверное, у заговорщиков имелись - если бы они действительно ставили перед собой такую цель", - отметил Куртов.

Кстати, в СМИ уже появляются сообщения о том, что Эрдоган "разминулся со смертью на считанные минуты": якобы глава государства выехал из отеля в курортном Мармарисе за несколько мгновений до того, как туда прибыли военные, планировавшие убить или арестовать политика. Но подобные "утечки" - в контексте заявлений того же Гюлена об инсценировке - вполне ожидаемы.

Выступление на военной базе Инджирлик тоже выглядит достаточно странно. "Поскольку эта база используется на паях с американцами, если принять во внимание версию инсценировки, тогда все логично: тогда целью тех, кто стоял за этой инсценировкой, являлось стремление показать США, что Анкара не очень довольна охлаждением отношений между Вашингтоном и Турцией, произошедшим в последнее время. После подавления переворота эта военная база была перекрыта, с нее не производятся боевые вылеты американской авиации для бомбардировки позиций террористов в Сирии, что, наверное, тоже чувствительный удар по интересам США. Было это выгодно так называемым заговорщикам? Думаю, нет. А если рассматривать версию, что это могло быть выгодно тем, кто инсценировал "госпереворот", все логично", - отметил эксперт.

Между тем позднее глава комитета начальников американских вооруженных сил генерал Джозеф Данфорд заявил о том, что США "полностью восстановили проведение операций на турецкой базе "Инджирлик", которая работает в обычном режиме". Но если целью организаторов постановки был именно намек Вашингтону, судя по некоторым симптомам, он прозвучал вполне доходчиво.

Если и далее анализировать последовательность событий, перекрытие мостов в Стамбуле с точки зрения военных действий тоже большого значения не имело. Однако если эта мера была призвана обозлить народ, поскольку речь идет о важнейшей транспортной коммуникации, в ней тоже появляется какой-то смысл. 

"Еще раз отмечу недостаточное количество вовлеченных в заговор - притом что, повторяю, военные в Турции прекрасно разбираются в политической ситуации и в авантюры, думаю, не пошли бы. Переворот не был подготовлен, поскольку он не был поддержан даже значительной частью военных. Значит, заговорщики не обладали большим количеством сторонников в рядах вооруженных сил", - считает Куртов.

Эксперт уверен: "массовку" использовали втемную. "За исключением нескольких человек, которые издавали приказы частям выдвинуться в те или иные районы, перекрыть мост, сами рядовые исполнители, судя по первым допросам, не были в курсе целей этого так называемого госпереворота. Рядовые военнослужащие утверждали, что им был дан приказ выдвинуться на учения. Конечно, это может быть и оправданием заговорщиков, но обращает на себя внимание тот факт, что очень маленькое количество старших офицеров реально было вовлечено в этот заговор. Так госперевороты в такой большой стране, как Турция, не делаются", - заявил Куртов.

Однако комментаторы сходятся в том, что основным бенефициаром от произошедшего является президент Эрдоган.

"Несколько последних месяцев его рейтинг падал. Чувствительный удар был нанесен охлаждением отношений с США. Еще один - неполучение ожидаемых преференций от ЕС, на которые рассчитывала Анкара. И, естественно, вынужденные извинения перед Москвой за сбитый самолет, хотя до этого длительное время делались заявления противоположного рода, весьма воинственные и националистические. Эти удары нанесли ущерб имиджу Эрдогана, что, учитывая его личные качества, тщеславие и стремление к монопольной власти, наверное, переживалось достаточно болезненно и вполне могло подвигнуть его на действия по восстановлению своего имиджа лидера нации", - считает Куртов.

Еще одно обстоятельство - стремление отвлечь внимание населения от провальной политики в сфере безопасности (а рост количества терактов в Турции нельзя не признать как провальную политику спецслужб на этом направлении).

"Ну и, естественно, внешняя политика. Были провалы по линии США, РФ, ЕС, но и на восточных направлениях каких-то очень очевидных успехов, несмотря на прикладываемые усилия, тоже не наблюдалось. Так что успехов и внутри страны (я уже молчу об экономике, которая находится далеко не в лучшем состоянии), и на внешних направлениях не было. Тем самым переключение внимания на какого-то внутреннего врага позволяло решить проблему укрепления авторитарной власти. И те действия, которые сейчас предпринимает Эрдоган, являются дополнительным доказательством этой версии", - подчеркнул эксперт.

Эрдоган же под шумок госпереворота заключил под стражу не только его участников и подозреваемых в сочувствии среди кадрового состава вооруженных сил, но и большое количество судей и прокуроров, напомнил Аджар Куртов. При этом, как известно, две последние категории турецких госслужащих несколько последних лет находились в конфронтации с Эрдоганом и Партией справедливости и развития. Судьи инициировали ряд процессов по расследованию коррупции (в том числе в семье Эрдогана), а также действий правительства по поставкам оружия боевикам и экстремистам в Сирии. Было большое недовольство методами, которые осуществляло правительство Эрдогана по отношению к СМИ и журналистам, и тому подобное.

"То есть судебная власть в Турции оставалась отчасти тем островком, который не позволял Эрдогану установить монопольное правление в стране, - отметил Куртов. - И под версией госпереворота он сейчас расправляется с остатками независимой судебной власти".

Кстати, США уже сделали заявление в духе того, что они поддерживают демократически избранную власть, каковой в Турции является Эрдоган. "Их никто за язык не тянул. Наверное, понимая, что Эрдоган победил на этом витке политической борьбы, ссориться с ним Вашингтону нет никакого резона", - отметил аналитик.

Но что самое главное, вся эта ситуация дает карт-бланш Эрдогану на проведение конституционной реформы, чтобы преобразовать Турцию в президентскую республику, чего он давно добивался. "Это давно планировалось, но у Эрдогана не было необходимого квалифицированного большинства ни в парламенте, ни в умонастроениях, которые фиксировались соцопросами", - подчеркнул эксперт.

Сейчас же имидж спасителя отечества и тезисы о наличии внутренних сил, готовых к использованию оружия для достижения своих целей, могут помочь Эрдогану реализовать задуманное более решительно и с гораздо большими шансами на успех. Многотысячные митинги в поддержку Эрдогана в Анкаре, Стамбуле и Измире с требованием смертной казни для "заговорщиков" - наглядное тому подтверждение.

Выбор читателей