Россия не оставит Сирию террористам

Сирия сегодня стала полигоном для совершенствования боевых навыков российских летчиков и испытания новейших самолетов и вертолетов. Для полной победы над ИГ* необходимо наращивать присутствие ВКС в регионе

На прошлой неделе шесть сверхзвуковых ракетоносцев-бомбардировщиков Ту-22М3, взлетевших с аэродрома базирования на территории России, нанесли бомбовые удары по объектам ИГИЛ* в районе населенных пунктов Пальмира, Эс-Сухне и Арак, сообщает представитель Минобороны РФ. Военное ведомство уточнило, что в результате массированного удара уничтожены полевой лагерь террористов, три склада боеприпасов, около 15 единиц техники и большое количество живой силы противника.

Российский авианосец "Адмирал Кузнецов" возглавит постоянную группировку ВМФ в Средиземном море. Фото: Марина Лысцева/ ТАСС

Представители Минобороны РФ заявили: российское военно-политическое руководство не могло оставить без последствий гибель вертолета Ми-25 с экипажем близ Пальмиры несколько дней назад. Перед выполнением задачи по разгрому террористов, скопление которых наблюдалось у Пальмиры, Минобороны РФ привлекло агентурную разведку, беспилотники, а также средства космической и радиоэлектронной разведки. Военные проинформировали международную коалицию о проведении операции и предоставили данные о коридорах пролета самолетов.

Чтобы понять, что произошло в небе над Сирией, когда рухнул подбитый вертолет, необходимо погрузиться в боевую обстановку того злополучного дня. Представим себе окоп на переднем рубеже столкновения с противником, где находятся бойцы сирийской армии. Солдаты несколько раз пытаются прорвать линию фронта и оттеснить банду террористов, но своими силами организовать наступление уже не могут, а противник имеет численное превосходство и изматывает силы бойцов. В такой критической ситуации необходима авиационная поддержка - вертолет. Среди сидящих в окопе сирийских бойцов есть профессионал-авианаводчик - это российский военный, который располагается на переднем крае сухопутных войск и корректирует действия вертолетов и самолетов для подавления сил группировок ИГИЛ. Именно от его умелых действий будет зависеть успех применения авиации против террористов. Несмотря на сложные климатические условия и опасность нахождения в непосредственном соприкосновении с противником, авианаводчик всегда должен быть готов выдать летчикам целеуказания - координаты целей, по которым необходимо нанести массированный авиационный удар.

"146-й! Я - "Охотник" - примерно так начинается радиообмен между пилотом вертолета (позывной 146) и авианаводчиком (позывной "Охотник"). "146-й! Я - "Охотник", Вам координаты 45 56, 61 31, по улитке - 8: минометный расчет, скопление личного состава". Экипаж вертолета при получении целеуказания вылетает в назначенный район. "146-й! Цель наблюдаете?". "Наблюдаю!". "Работу разрешаю!". Летчик, визуально обнаружив цель, применяет авиационные средства поражения. Выпустив весь боекомплект по позициям боевиков (в ход идут пушки и неуправляемые ракеты), боевая машина за пару минут смешивает террористов с металлом и песком, превращая их окопы в братские могилы. Наш авианаводчик и вертолет успешно справились с задачей, но оператор ракетного комплекса на стороне террористов, использовав уязвимые места в управлении вертолетом (снижение скорости на маршруте после выполнения боевой задачи), применил по нему ПТУР "TOW". И вертолет был сбит.

 Вертолеты наиболее подвержены риску - они выполняют задачи на предельно малых высотах и досягаемы для средств поражения, имеющихся у ИГИЛ. С момента начала операции российских войск в Сирии снабжение боевиков качественным вооружением значительно возросло. К примеру, оказавшийся в руках террористов "TOW" - переносной танковый ракетный комплекс американского производства. В название комплекса TOW (Tube Launched Optically-Tracked Wire-Guided) заложен принцип действия - ракета, выстреливаемая из трубы, с оптическим слежением (сопровождением), управляемая по проводу. TOW разработан для уничтожения бронетехники, других неподвижных объектов, но данный комплекс может и уже используется террористами для уничтожения летательных аппаратов. В этом случае скорость цели должна быть мала. За ракетой во время полета к цели тянется тонкая медная нить - управляющий провод. Оператору остается только смотреть в оптическую систему комплекса и джойстиком сопровождать траекторию снаряда. Именно по причине проводного управления ракетой - ведь террорист ведет ракету в прямом смысле на поводке - на нашем вертолете не сработала система защиты от ПЗРК. Хотя периодически эта система ставила помехи и отстреливала тепловые ловушки для ракет.

Откуда у террористов такое оружие? Есть информация, что Саудовская Аравия помимо стрелкового оружия поставляла бандитам комплексы TOW. Также было известно, что исламисты разжились американскими "Стингерами". Есть у них ПЗРК "Игла" и "Стрелы-2" российского производства, доставшиеся после захвата в 2014 г. одной из военных баз в Ираке. ИГИЛовцы также завладели в Ираке зенитно-ракетными комплексами "Куб" (но без систем ПВО данные средства эффективно использоваться не могут). Максимальная дальность стрельбы всех комплексов, стоящих на вооружении у боевиков, - 5 километров. Но, если в руках террористов окажутся системы ПВО даже малой дальности, они будут представлять опасность не только для вертолетов, но и для самолетов оперативно-тактической авиации (ОТА): многоцелевых истребителей, бомбардировщиков и штурмовиков, которые по сей день без проблем успешно справляются со своими задачами.

Специфика использования самолетов ОТА заключается в том, их пилоты , работая преимущественно наводке  разведки, наносят удары по особо важным объектам террористов с высоты более 5 километров. Такими целями могут быть тренировочные лагеря, пункты управления и другие объекты, находящиеся на значительном удалении от линии фронта в глубине тыла противника.

По сообщениям представителей Министерства обороны РФ, второй этап использования ВКС РФ в Сирии запланирован на период с октября 2016 г. по февраль 2017-го. Первый этап до вывода небольшой части самолетов авиагруппы занял пять с половиной месяцев. Осенью 2015 г. на сирийской авиабазе Хмеймим была сформирована смешанная авиагруппа, состоящая из 32 самолетов ОТА: истребителей СУ-30СМ, бомбардировщиков Су-24М, Су-34, штурмовиков Су-25СМ, самолета радиоэлектронной разведки Ил-20М1, самолета специального назначения А-50 (автоматизированный комплекс радиолокационного дозора и наведения). Спустя два месяца к группировке примкнула авиагруппа из Ту-160, Ту-22М3 и Ту-95 МС, стратегических бомбардировщиков. Ракетоносцы Ту-22МЗ, ранее не принимавшие участия в боевых действиях, получили в Сирии боевое крещение. В декабре прошлого года общий состав ВВС ВКС России был доведен до 40 самолетов - на базу Хмеймим прибыли Су-34 и Су-35С.

Вертолетный парк авиабазы представлен ударными машинами Ми-8, Ми-24, Ми-35М. С выводом на "родные" базы нескольких самолетов ОТА сюда были отправлены новейшие вертолеты Ми-28Н и Ка-52. Их, прошедших недавно боевую обкатку в Сирии, раньше очень не хватало.

Достаточно ли сил и средств авиационной группировке, находящейся в Сирии, для успешного разгрома террористов? Дело в том, что ИГИЛовские банды по своей численности ближе к войсковым объединениям (группировка насчитывает около 60 тысяч человек), и действуют они в различных направлениях. Наша авиагруппировка, оказывающая поддержку сирийской армии, является всего лишь тактической единицей (приравнивается к авиаполку), способной работать только по одному из направлений.

Для полного разгрома террористов в Сирии необходимо нарастить группу до одной-двух авиационных дивизий (около 240 самолетов) и нескольких вертолетных полков. Но в Сирии мы располагаем только одной авиабазой, и она не способна принять такое количество самолетов. О второй базе пока речь не ведется, но при ее наличии мы бы могли увеличить авиагруппу до 100 самолетов. Поэтому российская группировка на базе Хмеймим будет выполнять задачи практически тем же составом, что и на первом этапе боевого применения ВВС в Сирии. Эффективность использования российских ВВС и расширение их возможностей во всех направлениях будут достигнуты за счет интенсивности полетов авиагруппы, то есть увеличения количества самолетовылетов.

Кроме того, в поддержку нашей авиагруппировке к побережью Сирии прибудет авианосец "Адмирал Кузнецов": российское военное командование приняло решение о его использовании начиная с октября этого года. С плавучей авиабазы будут взлетать ранее не задействованные в боевых действиях МиГи. Представится такая возможность и палубным вертолетам Ка-52К ("Катран"), которые ранее создавались под французские "Мистрали" и теперь пополнят авиагруппу "Кузнецова". "Катран" является корабельной версией сухопутного Ка-52 ("Аллигатор"), который весной 2016 г. хорошо зарекомендовал себя в сирийском небе. Корабельные вертолеты не сразу пополнят авиапарк крейсера, сначала они пройдут предварительные испытания на Северном флоте. С их появлением на палубе авианосца некоторые боевые машины, к примеру, истребители Су-33, будут списаны на берег, но такая рокировка не снизит боевые возможности "Кузнецова".

Важно отметить, что оптимальное решение при использовании авиации в борьбе с террористами - беспилотные летательные аппараты с управляемыми ракетами или корректируемыми бомбами. Дроны позволяют выполнять боевые задачи с минимальным ущербом. Пока они - слабое место российских ВКС.

СМИ уже назвали активизацию деятельности Военно-воздушных сил ВКС РФ в ближайшие месяцы в Сирии в ответ на уничтожение нашего вертолета операцией "Возмездие". Но наращивание авиационной группировки в горячей точке - это плановое мероприятие. Россия не оставит Сирию на растерзание террористам.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей