Конструктор "Армата" заменит солдата

Военные эксперты предрекают полное изменение структуры воинских частей и подразделений в связи с появлением новых типов боевой техники. Возможно, в будущем пехоты на поле боя уже не будет

В связи с появлением перспективного боевого танка "Армата" в среде военных экспертов всплыла тема облика будущей армии. Речь идет о возможном возложении функций мотострелковых подразделений в бою на бронемашины, созданные на модульной основе.Прототип бронетранспортера с боевым модулем и усиленной защитой. Фото: Olga Sokolova/ Global Look

Так, замглавы корпорации "Уралвагонзавод" по спецтехнике Вячеслав Халитов полагает, что машины на основе универсальной платформы "Армата" могут заменить пехоту в большинстве боевых сценариев современной войны. Стоит ли серьезно рассчитывать, что в ближайшие 10-20 лет "царица полей" отомрет естественным путем?

По мысли Вячеслава Халитова, мотострелки, передвигающиеся на бронетранспортерах (БТР) и боевых машинах пехоты (БМП), очень уязвимы для современных средств поражения, ведь броня их машин, по сути, противопульная и способна защитить только от крупнокалиберных пуль, максимум - от снарядов автоматических пушек. Еще одно узкое место - средства наблюдения и управления вооружением, установленные на современных танках, позволяют вести бой на дистанции, далеко превышающей расстояние эффективного огня пехоты. Фактически даже противотанковые гранатометы и ПТУРы при грамотном применении танков могут оказаться бесполезны перед натиском стальной лавины. Таким образом, пехота остается практически беззащитной на поле боя, следовательно, ее ценность как боевого средства значительно снижается. Тем более что по своим огневым возможностям даже легкая бронетехника, вооруженная автоматическими пушками, способна вполне заменить целые пехотные подразделения. Например, одна БМП вполне способна обеспечить такое же поражающее воздействие, что и взвод пехотинцев. Казалось бы, пехота становится лишней. Чем же ее заменить или усилить?

Эксперт предлагает создавать гибкие боевые группы, состав которых будет подбираться исходя из конкретной задачи, которую предстоит решить. Универсальная база "Арматы" позволит создать линейку бронемашин с различным набором вооружения практически на все случаи жизни. Так, на базе "Арматы" уже существуют и проходят испытания тяжелая БМП Т-15, машина огневой поддержки. По мысли конструкторов, на шасси БМП было бы возможно создать ударную машину поддержки, вооруженную 57-миллиметровой автоматической пушкой, а также более тяжеловооруженную машину поддержки с 152-миллиметровым гаубичным орудием - "артой". Первая будет расправляться с группами бойцов противника, вооруженных крупнокалиберными пулеметами, противотанковыми управляемыми ракетами, вторая сможет "разбирать" укрепления и осуществлять огневую поддержку.

С одной стороны, это здравая идея, поскольку позволяет отойти от определенных шаблонов в военном деле, которые порой затрудняют выполнение боевой задачи. С другой же стороны , такая концепция может создать ряд существенных трудностей. Идея применения малых боевых групп, в состав которых входит бронетехника, больше подходит для действий в условиях локальных конфликтов низкой интенсивности, подобных тем, что происходят сейчас в Сирии и на Юго-Востоке Украины. Для больших же войн по-прежнему оптимальными являются классические методы, формировавшиеся еще в конце прошлого века, - удары крупных механизированных подразделений, в состав которых входят танки и мотопехота, при поддержке авиации и артиллерии. Дело в том, что на уровне локальных столкновений небольшие гибкие боевые группы в значительной степени развязывают руки командирам подразделений, которые непосредственно взаимодействуют с врагом. Так, во время первой чеченской кампании проявилась гибельная неповоротливость всей структуры войскового управления. К примеру, чтобы вызвать авиационную или артиллерийскую поддержку, командир колонны, подвергшейся внезапной атаке боевиков, должен был выходить чуть ли не на уровень штаба всей группировки войск, который работал в виде диспетчера, донося запрос до летчиков и артиллеристов. За время, которое проходило, пока поддержка была готова действовать, бой уже заканчивался, а враг отходил. Очевидно, что боевики знали о подводных камнях системы управления войсками. В случае действия гибких боевых групп командир подразделения собирает под своим руководством комплекс боевых средств, позволяющих ему действовать вполне автономно. В частности, если возникает необходимость в огне тяжелой артиллерии, он просто отдаст приказ экипажу машины, вооруженной модулем со 152-миллиметровым орудием. Современные системы поиска цели и связи позволяют практически мгновенно реагировать на изменения боевой обстановки.Один из вариантов машины огневой поддержки танков. Фото: Olga Sokolova/ Global Look

В случае полномасштабных конфликтов решающую роль будет играть не оперативность открытия огня, а его концентрация и мощь. То есть не будет смысла использовать отдельные артиллерийские орудия без сведения их в полки и бригады. Для уничтожения вооруженных сил противника и его инфраструктуры необходимы скорее "удары кувалдой", а не действия "скальпелем".

Так что идея передачи функций пехоты на откуп тяжелым БМП и машинам поддержки пока не выглядит панацеей. Даже самая современная техника может передвигаться далеко не по любой поверхности. Танки, самоходные артиллерийские орудия, обладают значительным весом, в связи с чем испытывают проблемы с проходимостью по мокрой почве, заболоченным участкам, да и в горы танки не полезут. Ясно, что в ситуации, когда требуется вести бой на сильно пересеченной местности либо организовывать патрулирование, скрытый поиск или разведку, пехота пока является незаменимой. Конечно, в условиях партизанской войны, когда армии приходится иметь дело с более слабым противником, тяжелая техника будет только мешать. Части из мощных боевых машин нуждаются в некотором времени для развертывания, которое практически невозможно полностью скрыть от противника. Пехота, а особенно части быстрого реагирования, способные действовать сразу после получения боевого приказа, напротив, могут сваливаться прямо на голову врагу. Им это удается не в последнюю очередь благодаря отсутствию тяжелой техники, которая ограничивала бы их скорость.

Опыт войн в Сирии и Ираке показывает, что даже самые современные образцы танков и прочей бронетехники уязвимы для огня ПТУРов, притом что созданы и давно используются средства активной защиты, позволяющие отбиваться даже от ракет. Так что дело не в несовершенном оружии, а в уровне подготовки тех, кто его использует.

Сложная современная техника способная в полной мере проявить свои способности лишь в руках хорошо подготовленных пользователей. Широкого опыта применения новейших вооружений в соответствии с разработанными для них концепциями не имеет пока ни одна страна. Характер будущих военных конфликтов пока не ясен. В связи с этим окончательно списывать со счетов пехоту и менять устоявшиеся каноны военного искусства пока рано.

Выбор читателей