Вооружения стремительно дешевеют

Опыт войн в Ливии и на Ближнем Востоке показал, что принцип «дороже, значит лучше» далеко не всегда работает в области современных вооружений. Военные серьезно задумались над оптимизацией расходов

Военно-воздушные силы Соединенных Штатов в ближайшее время могут начать закупки самолета Scorpion, разработанного компанией Textron совместно с AirLand Enterprises при участии компании Cessna. Это машина легкого класса, предназначенная для обучения, а при необходимости способная превращаться в штурмовик. В соответствии с планами американских военных, Scorpion может стать одним из наиболее вероятных вариантов замены состоящего сегодня на вооружении США ударного самолета A-10 Thunderbolt. Так же в планах компании-разработчика занять нишу легких реактивных учебно-боевых самолетов на международном рынке, где уже активно присутствует Россия с самолетом Як-130.

Легкий учебно-боевоЙ самолет Scorpion  Фото: Textron AirLand

В конструкции "Скорпиона" и Як-130 нет ничего революционного или принципиально нового. Главное преимущество этих самолетов – низкая стоимость производства и эксплуатации. Вместе с тем, по своим боевым возможностям обе машины практически не уступают своим более продвинутым с точки зрения технологий собратьям. Появление в классе учебно-боевых машин сразу двух самолетов с высоким экспортным потенциалом свидетельствует о появлении новой тенденции как на рынке, так и в концепции ведения боевых действий – возросшем интересе к недорогим видам вооружения, своеобразным военно-техническим "эрзацам".

Современная боевая авиация относится к наиболее технологичным и наукоемким видам вооруженных сил. По уровню использования управляемого вооружения, новейших систем связи, поиска и опознавания целей, навигации она опережает как флот, так и сухопутные силы. Вместе с тем, как в СЩА, так и в России, вместе с вложением больших средств в разработку и создание новейших боевых самолетов (ПАК ФА, ПАК ДА, F-35), уделяется внимание и недорогим машинам. Не в последнюю очередь эта ситуация связана с опытом реального применения техники. Оказалось, что даже рекордно дорогие самолеты не в состоянии обеспечить быструю и скоротечную победу даже над относительно слабооснащенным противником, таким как террористы-фундаменталисты,- неизбежной оказывается наземная фаза операции. Еще одним неожиданным и малоприятным открытием стало отсутствие прямой взаимосвязи между увеличением стоимости вооружений и его эффективностью. Так, если цена того или иного вида военной продукции возрастает в разы, по сравнению с предшественником, то огневая мощь хоть и увеличивается, но очень непропорционально. Прирост - всего несколько процентов.

Именно по этой причине в России и США не спешат снимать с вооружения парк военной авиации, проекты которой были разработаны еще в годы холодной войны. Гораздо дешевле проводить программы модернизации относительно старых самолетов, устанавливая на них современное оборудование.

Стратегия удешевления вооружения неплохо работает и на рынке. Далеко не всем по карману приобретать тот же F-22 или F-35 в количестве, превышающем пару десятков машин. Отсюда и неожиданный рост интереса к более простым, а главное дешевым конструкциям. Так, бразильская компания Embraer в последние годы очень удачно вышла на международный рынок вооружений с легким поршневым ударным самолетом Tucano. Сегодня эта машина удачно экспортируется как соседям по континенту, которым пока не по карману закупка современных реактивных самолетов (Колумбия, Чили, Эквадор), так и в Африку (Гватемала, Ангола, Мавритания). Швейцария предложила практически идентичный проект Pilatus, который неплохо продается в страны Аравийского полуострова.

Однако, создание относительно дешевой военной техники – не только коммерческий проект, ориентированный на развивающиеся страны. Даже самые технологически развитые армии проявляют большой интерес к относительно дешевым видам вооружения. Так, буквально за последние 4-5 лет значительно возросло число предложенных для военного использования проектов колесных боевых машин – от четырехосных вездеходов, то шести или восьмиосных бронетранспортеров. Российские десантники активно отрабатывают на учениях использование квадроциклов, а некоторые подразделения американского спецназа используют багги – автомобили повышенной проходимости, состоящие, по сути, только из двигателя и рамного кузова.

Возросшее внимание к подобной технике отнюдь не является парадоксальным. Многочисленные конфликты между африканскими государствами и в особенности гражданские войны в Ливии и Сирии продемонстрировали, что импровизированные боевые машины, созданные на основе гражданских автомобилей (установка пулеметов и легких орудий на джипы и легкие грузовики) могут создать перевес в противодействии с силами регулярной армии, вооруженными танками. Оказалось, что старая ржавая "Тойота", с сидящими в кузове вчерашними фермерами или рабочими, вооруженными гранатометами, может быть очень опасным бойцом. Главное преимущество такой "тачанки" - скорость, небольшие габариты и надежность – там просто нечему ломаться: ни сложного оборудования, ни электроники.

При условии замены боевиков-фанатиков на бойцов профессиональной армии, а разбитого джипа на специальную военную модель броневика, эффективность такой техники многократно возрастает.

Вероятно, что именно для участия в локальных войнах низкой интенсивности, число которых едва ли будет снижаться в будущем, военные из многих стран мира как раз и планируют использовать недорогую боевую технику. Россия и США в этом плане не исключение.

Выбор читателей