Авиаперевозчики сложат крылья

Объем авиационного пассажиропотока в РФ стремительно падает. Наибольшие потери на международных направлениях. Но вопрос с полетами в Турцию и Египет, способными оживить авиарынок, еще не решен

В российской гражданской авиации грядет очередная чистка рядов. В ближайшее время некоторые авиакомпании из-за финансовых проблем могут прекратить полеты. Об этом 28 июля заявил министр транспорта РФ Максим Соколов.

Министр транспорта РФ Максим Соколов. Фото: Алексей Дружинин/ ТАСС

В интервью телеканалу "Россия 24" чиновник сообщил, что объем пассажироперевозок в нашей стране неумолимо снижается. Особенно это касается доходных международных линий, подчеркнул он. "Это требует антикризисного управления. Тот, кто с этими мерами не справится, тот, конечно, может покинуть рынок", - сказал министр. Впрочем, по его словам, крупным компаниям сегодня банкротство не угрожает.

Опасения Соколова не беспочвенны: согласно официальной статистике Федерального агентства воздушного транспорта, в первом полугодии пассажиропоток в России снизился на 11,3%. При этом отечественные компании уменьшили число обслуженных пассажиров на 7,6%.

Отдельно Росавиация предоставила информацию по Московскому авиационному узлу. Там дела также обстоят не лучшим образом, но не настолько плохо, как в целом по России. С января по июнь объем перевозок в столичных аэропортах упал на 5,1%. Воздушные гавани Москвы стали чаще отправлять и принимать пассажиров внутренних направлений. Их количество возросло на 5,6%. А вот на международных рейсах наблюдается явный недобор: сокращение составило 13,3% по сравнению с первым полугодием прошлого года. Для России в целом этот разрыв оказался еще большим: снижение международного пассажиропотока на 26,8%, рост внутреннего - на 7,7%.

Лидерам рынка пока что грех жаловаться на неблагоприятные обстоятельства. С января по июнь 2016 г. "большая пятерка" нарастила производственные показатели. Крупнейший перевозчик "Аэрофлот" обслужил на 12,2% клиентов больше, чем годом ранее, "Сибирь" - на 19,4%, "Россия" - на 26%, "ЮТэйр" - на 14%, "Уральские авиалинии" - на 17,7%. В целом компании, вошедшие в топ-5, перевезли на 15,5% пассажиров больше. Их доля в общем объеме перевозок составила 68,8%. Самый впечатляющий рост пассажиропотока продемонстрировал лоукостер "Победа" (дочернее предприятие "Аэрофлота"), нарастив объем клиентов на 80,7%.

Серьезным подспорьем для авиационных компаний могло бы стать снятие запрета на полеты в Египет и окончательное урегулирование всех вопросов на турецком направлении. Эти маршруты до известных событий были очень востребованы россиянами. Они могли бы повысить объемы международных перевозок. Однако до полного решения проблем здесь еще далеко.

По словам Максима Соколова, туристический поток в Турцию при благоприятных обстоятельствах сможет в полном объеме восстановиться лишь со следующего года. Минтранс накануне провел переговоры о безопасности авиаперевозок в эту страну и получил необходимые гарантии. За несколько дней до этого в правительство были внесены документы по возобновлению чартерного сообщения с Турцией.

Что касается Египта, то авиасообщение с ним может возобновиться до конца нынешнего года. В пятницу, 29 июля, Соколов проведет встречу с представителями Министерства гражданской авиации Египта, на которой будут обсуждаться вопросы, связанные с выполнением египтянами рекомендаций по безопасности со стороны авиационных властей РФ.

Авиационные эксперты говорят, что перед российским рынком пассажироперевозок стоят серьезные риски. Во-первых, геополитическая обстановка остается крайне неблагоприятной, что не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление доли международного пассажирского потока. Во-вторых, экономический спад делает авиабилеты недоступными для большого числа россиян.

Негативное влияние оказывают и внутренние факторы. Так, прошлогодний уход второго крупнейшего игрока - компании "Трансаэро" - привел к перераспределению рынка между оставшимися перевозчиками. Однако этот передел прошел не так, как хотелось бы многим: все сливки собрали лидеры, тем самым еще больше укрепив свои позиции.

Маленьким авиакомпаниям становится все труднее конкурировать с гигантами. На фоне общего снижения объемов перевозок лидеры увеличивают пассажиропоток, то есть разрыв постоянно растет. Если предсказания Соколова сбудутся и с рынка уйдет еще кто-то из перевозчиков, это может привести к еще большей консолидации доли в руках крупнейших игроков. Последствием этого станет рост цен на билеты.

Выбор читателей