Запад обжегся о российско-турецкое потепление

Запад кусает локти: встреча Путина и Эрдогана в Санкт-Петербурге стала сигналом Европе и США, что Москву и Анкару связывают не только экономические проекты

Во вторник вечером в Санкт-Петербурге встретились лидеры России и Турции. Владимир Путин и Реджеп Эрдоган пожали друг другу руки, провели встречу за закрытыми дверями, затем в присутствии представителей деловых кругов. Однако говорить, что Москва и Анкара восстанавливают отношения, было бы неверно. Стороны шагнули дальше, чем это можно было предположить еще месяц назад.

Президент России Владимир Путин и президент Турции Реджеп Эрдоган. Фото: Михаил Метцель/ ТАСС

Личная встреча президентов России и Турции Владимира Путина и Реджепа Эрдогана была запланирована после того, как Анкара принесла официальные извинения Москве за сбитый в Сирии турецкими ВВС российский бомбардировщик. Повестка встречи была понятной - восстановление потерянных экономических связей. Поэтому тревоги у западных партнеров Турции не возникло: кого волнует рынок сбыта чужих помидоров.

Но случилось непредвиденное. Попытка военного переворота в Турции 15 июля. Владимир Путин одним из первых мировых лидеров позвонил турецкому коллеге, выразил однозначное неприятие подобных методов борьбы с режимом и заявил о поддержке избранного народом Эрдогана и его правительства. В том, что эта поддержка дорого стоит, в Турции убедились быстро. Тогда как Евросоюз раскритиковал Анкару за ее способы брать ситуацию в стране под контроль и фактически отказал во вступлении в ЕС, а США отказались экстрадировать проповедника Фетхуллаха Гюлена, которого в Турции считают вдохновителем переворота, Москва поддержала Эрдогана.

Еще ранее ситуация с Сирией убедила всех, и Турцию прежде всего, что на слово Путина можно положиться. И шанс восстановить отношения с Москвой опытный политик Реджеп Эрдоган не упустил - свой первый зарубежный визит после несостоявшегося переворота он совершил именно в Россию. И хотя официальная повестка дня переговоров не изменилась - развитие двустороннего сотрудничества в области экономики, энергетики и туризма, однако общий фон визита заставляет нервничать Запад.

Во-первых, традиционное несварение там вызывают любые продуктивные контакты России. А если этот контакт с членом НАТО, да с региональным лидером, да идут не просто разговоры, а обсуждаются конкретные проекты, это уж совсем неприятно. Поскольку еще раз доказывает, что замысел Запада изолировать Россию в политическом и экономическом плане был изначально фантастикой.

Во-вторых, Запад понимает, что упускает Турцию. Как пишет в среду The Wall Street Journal, встреча президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана с его российским коллегой Владимиром Путиным сигнализирует о готовности Анкары принять сторону Москвы - традиционного противовеса западному влиянию на Ближнем Востоке.

Немецкая Frankfurter Rundschau также увидела в визите турецкого президента в Санкт-Петербург прямой сигнал для Евросоюза. "Первая заграничная поездка Эрдогана после провалившегося военного путча - это знак отчуждения Турции от Запада и предупредительный сигнал для ЕС, который после попытки государственного переворота неадекватно обошелся со сложным партнером", - говорится в газетной статье.

Издания вполне верно уловили турецкий настрой. Анкара видит отношения с Москвой во многом альтернативой Западу. В среду в интервью информагентству Anadolu министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу заявил, что ЕС совершает очень серьезные ошибки, в том числе в плане поддержки попытки переворота. "Если Запад потеряет Турцию, то отношения с РФ, КНР или исламским миром тут ни при чем. Из-за своих ошибок он потеряет Турцию", - предупредил Чавушоглу.

Естественно, не стоит ждать, что Анкара реально отвернется от ЕС или США. Но надавить на больные мозоли сможет эффективнее. Это касается и мигрантов из Сирии, которых Турция по прежней договоренности с Евросоюзом обещала держать у себя, и база "Инджирлик", где базируется авиация США.

Это что касается политических дивидендов. В то же время Москва и Анкара не скрывают, что для них не менее важна экономика. Решено, что первая нитка газопровода "Турецкий поток" будет построена к 2019 г.: Турция получает стабильные поставки газа, Россия - хороший рынок сбыта, а Европа, отказавшаяся от "Южного потока", - неслабый укол. Проект атомной станции "Аккую", которую в Турции строит Россия, приобретает статус стратегического. Авиакомпании получили отмашку на запуск чартерных рейсов, в результате путевки на турецкие курорты для россиян станут дешевле, а туристический бизнес в Турции сможет восстановиться. Поставки турецкого продовольствия в Россию тоже возобновятся. Но поскольку, как отметил Владимир Путин, "свято место пусто не бывает, и освободившуюся нишу на российском рынке уже заняли отечественные компании и производители из других стран", цены на турецкие цитрусы и виноград должны быть особенно привлекательными. Это не может не порадовать российских покупателей.

В то же время Запад ищет свои поводы для радости и пытается "держать лицо". И единственное, что может найти хорошего для себя, - это перспективы по сирийскому урегулированию. "Это была двусторонняя встреча, но, с европейской точки зрения, это могло бы быть важно, потому что это могло бы способствовать стабильности в регионе, а также мирному урегулированию в Сирии", - заявила в среду официальный представитель Еврокомиссии Мина Андреева.

Но и этот позитивный момент для Европы - палка о двух концах. Потому что это успех прежде всего российской дипломатии и лично Владимира Путина, это признание силы России, с которой приходится считаться, как бы это ни претило западным партнерам.

Выбор читателей