Мигранты спасают экономику

Большинство передовых стран активно вовлекают в экономические процессы приехавших на заработки иностранцев и даже беженцев. И, в общем, не остаются внакладе, получая взамен новые рабочие места

Нашествие беженцев в Европу, наряду с известными минусами в виде всплеска этнической преступности и огромными расходами на их содержание, приносит и вполне ощутимые плюсы, выяснили социологи. По крайней мере, внакладе не останется фрау Меркель.

Ярмарка вакансий для беженцев в Берлине. Фото: Emmanuele Contini/ Zuma/ TASS

Как сообщил немецкий Фонд Bertelsmann, мигранты становятся мощным локомотивом роста для экономики Германии. Причем иностранные граждане вносят свой вклад в ВВП ФРГ не только как дешевая и неквалифицированная рабочая сила. Они активно подвизаются на ниве предпринимательства и создают новые рабочие места.

По данным Фонда, в 2014 г. в Германии насчитывалось около 709 тысяч предпринимателей-мигрантов, которые создали около 1,3 млн рабочих мест. Уже тогда каждый 20-й работающий в стране получил работу благодаря приезжим.

Общее число занятых в бизнесе мигрантов выросло с 2005 г. с 1,5 миллионов до 2 миллионов человек. А доля созданных ими вакансий увеличилась за этот период с 4,1% до 5% от общего числа рабочих мест в стране.

Трудовая миграция - общемировой процесс, не найдется ни одной развитой экономики, которая могла бы удовлетворить спрос на рабочие руки только за счет собственных ресурсов, заявил корреспонденту "Утра" юрист, эксперт в области миграционного права Бахром Исмаилов. "Лидерами в этой сфере являются страны Западной Европы, Северной Америки, Австралия, которые привлекают наиболее ценные кадры со всего мира по специальным программам", - подчеркнул он.

Что касается Германии, по словам Исмаилова, неудивительно, что люди, прибывшие в эту страну, смогли найти себя именно в предпринимательстве. "Другие сферы для новых участников рынка труда, как правило, закрыты. Мигранты не могут претендовать на большинство рабочих мест, занятых гражданами страны, в связи с тем, что у них ниже уровень знания немецкого языка, разница в образовании, квалификации. Все, что им остается, - это создавать какие-то небольшие субъекты предпринимательства, например, пункты питания, фирмы по оказанию клининговых услуг. Причем, учитывая жесткие требования местного законодательства, это приходится делать легально. Но с другой стороны, в Германии созданы все условия для бизнеса", - рассказал он.

Мигранты-бизнесмены - нормальная ситуация, которая существует повсеместно, подтвердил директор центра исследований миграции и этничности Института прикладных экономических исследований Российской академии народного хозяйства и госслужбы Евгений Варшавер. "В США, например, в свое время низовые предпринимательские позиции занимали корейцы", - уточнил он.

В России, по его словам, мигранты тоже открыли немало пунктов питания и других предприятий сферы услуг, которые существенно облегчили жизнь местного населения.

О количестве созданных мигрантами в России рабочих мест статистика умалчивает. У нас чаще подсчитывают, сколько денег отправляют на родину гастарбайтеры. Но при этом очень мало информации о том, какой вклад они вносят в экономику, сетует Исмаилов. Между тем, по данным московских властей, объем поступлений налога на доходы физических лиц в бюджет столицы от трудовых мигрантов в первом полугодии 2016 г. составил 6,8 млрд руб., что в 2,3 раза выше поступлений налога на прибыль от нефтяных компаний, зарегистрированных в регионе.

Исмаилов сообщил, что в России насчитывается около 2 миллионов законопослушно трудящихся иностранных граждан, занятых во всех сферах, начиная с ЖКХ и заканчивая научными институтами. "Каждый трудовой мигрант, осуществляющий трудовую деятельность в крупных городах РФ, выплачивает в казну минимум 4 тыс. руб. в месяц, то есть почти 50 тыс. в год", - отметил он.

По словам юриста, один рабочий на стройке создает рабочие места для юристов, бухгалтеров строительной компании, гендиректора, который перепродает результаты его труда и с добавленной стоимости уплачивает налоги. Конечно, это не собственный бизнес, но трудовые мигранты стали неотъемлемым звеном в экономической машине РФ, уверен он.

Мигранты - это очень инициативные люди, они активней обычного среднего человека хотя бы потому, что уже предприняли некоторую инициативу в жизни, которая называется миграцией, отметил Варшавер. "Страны, из которых идет интенсивная миграция в Россию, - Азербайджан, Армения, Узбекистан - довольно предпринимательские. И действительно имеется много бизнесменов-мигрантов, которые создают у нас рабочие места, как в Германии", - сообщил он.

В последние три года в России многое сделано для вовлечения активных трудовых мигрантов в экономические процессы, считает Исмаилов. Реформирована система приема на работу иностранных граждан, приведена в соответствие система патентных сборов, ужесточена ответственность за нелегальную миграцию. "В итоге мы получили один из самых лучших в мире результатов по количеству денежных средств, собираемых с трудовых мигрантов", - заявил он.

Евгений Варшавер также позитивно оценивает современную патентную систему для трудовых мигрантов. Хотя видит в ней несколько изъянов. "Возможно, не всегда цена такого патента выглядит адекватной. Тем более что оформлять их сегодня вынуждены и те люди, которые не собираются работать, например, члены семей трудовых мигрантов. То есть, если работающий в России иностранец соберется привезти жену, которая будет заниматься домашним хозяйством, ему придется покупать для нее патент", - пояснил он. - Но это гораздо удобней, чем прежняя система с разрешениями на работу и квотами".

Как ни крути, мигранты полезны для экономики, сходятся во мнении западные и российские эксперты.

Выбор читателей