Поляки собрались партизанить

Руководство Министерства обороны страны разработало необычную концепцию защиты страны. Так, граждане сами должны будут позаботиться о своей безопасности, создавая партизанские отряды

В Польше все большую популярность приобретают военно-спортивные объединения, где граждане всех полов и возрастов получают навыки начальной военной подготовки и выживания в лесу. Представители Минобороны Республики поощряют эти занятия, поскольку, по их мнению, в случае иностранной агрессии население незамедлительно ответит "дубиной народной войны".

Фото: DPA/ TASS

С одной стороны, потенциальная готовность выступить на защиту отечества - это, безусловно, хорошо как для морального духа населения, так и для поддержания общего уровня обороноспособности. С другой - страна, которая претендует создать мощную современную армию по лучшим стандартам НАТО, поощряя партизанщину, невольно расписывается в собственном бессилии и недальновидности военного руководства.

Широко растиражированное высказывание, что в партизанской войне нельзя выиграть, верно лишь отчасти. Нельзя выиграть, если против вооруженных отрядов использовать тактику подразделений регулярной армии. А силы специального назначения, специально натасканные для ведения контрпартизанских и контрповстанческих действий, справляются с противником быстро и эффективно. Основные каноны успешной "малой войны" давно известны.

Во-первых, для действий партизан необходима подходящая местность. В идеале это должны быть труднопроходимые густые леса, джунгли или горы. В Польше лесные массивы местами сохранились, однако назвать их подходящей базой для действий партизан трудно - не такие уж они стали густые, все-таки ХХI век на дворе. Карпатские и Судетские горы, расположенные на территории страны, находятся далеко от важных промышленных и административных центров, так что производить набеги с их позиции просто некуда.

Во-вторых, партизаны должны обладать постоянным ресурсом для пополнения запасов провизии и боеприпасов. Отряды, скрывающиеся в горах и лесах, сами ничего не сеют и не сажают. Пища к ним поступает от местного населения (не всегда добровольно), а оружие забрасывается с территорий, не занятых противником, либо захватывается во время боя. Обычно для пресечения поставок проводятся систематические блокады отельных местностей или горных массивов. Эта тактика хоть и не приносит сиюминутных плодов, но в длительной перспективе работает эффективно.

В-третьих, партизанские действия должны координироваться из единого центра, только в этом случае они будут эффективными, а "уколы" отдельных самостоятельных групп приносят мало вреда противнику и гораздо легче ликвидируются. Таким образом, если польские военные делают ставку на партизанскую борьбу, то разумнее будет начать не со спортивно-патриотических мероприятий, а с развертывания сети скрытых складов с оружием, взрывчаткой и запасом продуктов с большими сроками хранения.

Наконец, партизанское движение всегда начинается не от хорошей жизни. Появление отрядов сопротивления происходит, когда враг уже вторгся в пределы государства и, может быть, даже занял столицу. Даже героические и самоотверженные действия партизан в этом случае к свержению иностранного ига не приведут. Хороший пример - французское сопротивление во время Второй мировой войны. Действительно, партизаны "маки" доставляли много неприятностей в немецком тылу. Но до тех пор, пока союзники не высадились в Нормандии, перспективы освобождения Франции были весьма призрачными.

Также практика показывает, что горожане с высоким уровнем жизни гораздо менее охотно идут партизанить в леса и соглашаются переносить все тяготы существования вне благ цивилизации. В современной Европе, где Польша не является исключением, городское население как раз преобладает. Так, несмотря на то что Красная армия далеко продвинулась на территорию Германии, активных действий вооруженных отрядов в ее тылу не наблюдалось, хотя пропаганда воспитывала население в духе непримиримой вражды к "красным ордам".

Странно и то, что польские генералы не понимают: вооруженный народ - это еще не полноценная армия. Элементарные навыки обращения с оружием, ориентирования в лесной местности, поиска пищи, безусловно, могут быть полезны, однако чтобы стать полноценным партизанским бойцом, необходима более углубленная и продолжительная подготовка.

Все же во всей этой истории с милитаристской истерией есть и свои положительные стороны. Компании и отдельные люди, предоставляющие услуги обучения начальной военной подготовке или методам выживания, получат неплохой доход. Не исключено, что многие из ушлых предпринимателей наладили бизнес совместно с военными, которые готовы на условиях аренды предоставить часть инфраструктуры полигонов и учебных центров. С точки зрения прибыли и оздоровления экономики это хорошо. Однако, как показывает пример событий на юго-востоке Украины, излишне милитаризированные граждане, уверенные в своей непобедимости, первыми становятся жертвами во время настоящих, а не учебных военных действий. 

Выбор читателей