Образование отдали в руки педагога

«Попадание в точку» - так, судя по комментариям, можно было бы оценить назначение Ольги Васильевой Министром образования России.  Сама же она обещает вновь сделать центром системы учителя

"Это, наконец, произошло!" - так начал свой комментарий "Утру" по перестановкам в Министерстве образования Директор международного института новейших государств Алексей Мартынов, и под этими его словами готов подписаться не только едва ли не каждый работник образования и науки в стране страны, но и подавляющее большинство россиян. По крайней мере, результаты опросов ВЦИОМ об оценке деятельности правительства показывали, что люди считают уволенного сегодня Дмитрия Ливанова худшим министром в кабинете Медведева и приветствовали бы его отставку.

Новый министр образования Ольга Васильева. Фото: сайт МГГЭУ

Как отметил Мартынов, "тот отрицательный рейтинг, который имел Ливанов, наверное, не имел ни один министр правительства за всю новейшую историю". Проводимая им реформа образования была чудовищно непопулярна. "Хоть и не все в ней было отрицательно, отмечает эксперт, но она грубая, неточная, где-то даже некомпетентная, а самое главное – она совершенно не соответствовала тем целям и задачам, которые были поставлены руководством страны перед системой образования по подготовке конкретных специалистов в конкретных областях".

Об отставке Ливанов стало известно после того, как премьер министр правительства Дмитрий Медведев сообщил президенту: "Мы сейчас занимаемся реализацией целого ряда новых приоритетных направлений в формате именно этой проектной работы – в разных сферах, в том числе в образовании. Для того чтобы воплотить в жизнь те идеи, которые были сформулированы, требуются и новые подходы, и новые полномочия, и в ряде случаев новые люди", - рапортовал глава правительства Владимиру Путину. Президент возражать не стал.

 Что касается нового министра, это "не просто передвижение человека из одного ведомства в другое, - подчеркивает Мартынов. -  Васильева, можно сказать, человек, воспитанный системой образования, человек, который прошел в ней все ступени, имел опыт преподавания в школе, работал в академической среде, знающий все ее проблемы".

Действительно, свою трудовую биографию Ольга Васильева начинала как учитель, затем, получив кандидатскую, а потом и докторскую научную степень, работала в Институте российской истории РАН, где главной областью ее исследований там была история Русской Православной Церкви в ХХ в., проблема взаимоотношений церкви и государства, религия и политика; церковь и внешняя политика; проблемы религиозно-политического экстремизма. В багаже у нового министра, которая отдала образованию уже 36 лет своей жизни, 160 научных работ и 8 монографий.

Она была членом Совета по освещению религиозной тематики в электронных СМИ при Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций; является членом Совета по подготовке программ по курсу "Отечественная история" при Министерстве образования и науки РФ.

"Ольга Васильева - это свой человек в педагогическом и научном сообществе; она прекрасный эксперт и знает все проблемы этой сферы изнутри; она отличается высочайшей работоспособностью", - сказал ТАСС Павел Зенькович, начальник Управления президента по общественным проектам, заместителем которого Васильева работает с 2013 года.

 "Это не просто административная работа, а работа в органе, обеспечивающем деятельность главы государства, и прямой контракт с первым лицом. Поэтому это очень точное назначение, хотя, возможно, для кого-то и неожиданное", - отметил Мартынов.   По его словам, "большие надежды на нового министра не только у руководства страны, но и у всего общества".

В частности, "более осмысленный" характер, по мнению политолога и социолога религии Александра Щипкова, с назначением Васильевой приобретет диалог между государством и церковью.

Но главное - "реформа образования, несомненно, с ее приходом будет подвергнута пересмотру и приведена в соответствие с задачами, стоящими перед системой образования, ведь речь идет о наших детях, наших людях, о профессиональном образовании – о тех специалистах, которые нужны нам в первую очередь, нашей экономике, нашему хозяйству, нашему обществу. А не эта история с коммерционализацией, с Болонской системой. Мы уйдем от монетизации образования к решению конкретных задач", - убежден Мартынов.

Надо заметить, что и став, по сути, чиновником, Васильева продолжает преподавательскую деятельность, в том числе и на общественных началах - ее лекции пользовались неизменным успехом у участников организованного единороссами предвыборного форума "Кандидат".  

Сама новый министр обозначила свои приоритеты так: "Главная задача — забота об учительстве, поскольку учитель — это главный человек в процессе образования… Я сама педагог. Так вот, именно Учитель с большой буквы — это от него зависит наше с вами будущее, потому что сегодня дети, завтра — народ. Это приоритетно для меня. Второе — это осмысление всего того, что было сделано: взять лучшее, что можно было взять, и поступательно двигаться вперед. У нас прекрасный опыт не одного поколения и даже не одного столетия", - заявила Васильева в интервью "Коммерсант FM".

Выбор читателей