Выборы в США отправят Азию на задворки

Американский конгресс не ратифицирует соглашение о торговом союзе в АТОР. Против него выступают и Клинтон с Трампом. Провал любимого детища Обамы ослабит позиции США в Азии и станет подарком судьбы для Китая

Проект Транстихоокеанского партнерства (ТТП) - глобального экономического союза стран, производящих 40% мирового ВВП, - близок к провалу. Соглашение о сотрудничестве в течение нескольких лет готовила администрация президента США Барака Обамы. Однако Конгресс не собирается ратифицировать этот документ. Едва ли это будет сделано и при новом президенте страны: оба кандидата на этот пост выступают против ТТП.

Президент США Барак Обама. Фото: Zuma/ TASS

Создание торгового союза в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТОР) являлось одним из стратегических направлений внешней политики Обамы. Проект был необходим в качестве противовеса колоссальному росту Китая, который угрожал подмять под себя всю азиатскую экономику. Соглашение о создании ТТП было подписано в феврале этого года. Парламентам 12 стран, подписавших соглашение, предстояло его ратифицировать. На это, по оценкам экспертов, могло уйти до двух лет.

Появление мощного экономического объединения позволило бы его членам (прежде всего, конечно, американцам) устанавливать правила глобальной торговли по собственному усмотрению. Наибольшую выгоду от ТТП должны были получить транснациональные корпорации - они смогли бы обходить внутреннее законодательство стран и не подчиняться внутренним судебным решениям. Максимальный ущерб выпал бы на долю небольших локальных производителей, в первую очередь из аграрного сектора. Кроме того, ТТП предполагало снижение преград для трудовой миграции и, как следствие, обострение конкуренции за рабочие места в развитых странах - США, Канаде, Японии.

У рядовых американцев проект ТТП не пользовался поддержкой. Но Обама был одержим идеей закрепить гегемонию Вашингтона в АТОР и потому соображениями экономической целесообразности и мнением сограждан руководствовался в последнюю очередь. Для вступления в силу соглашения о ТТП необходимо его одобрение со стороны парламентариев. В окружении американского президента настаивают на том, что Конгресс должен сделать этот исторический шаг - и тогда американцы утвердят свое лидерство в регионе. В противном случае джекпот достанется китайцам. Те не сидят без дела и зазывают американских партнеров по ТТП в альтернативный экономический союз, который спутает Вашингтону все карты.

Но Конгресс совсем не торопится ратифицировать соглашение и даже не включает этот вопрос в повестку заседаний. Против ТТП выступают как республиканцы, так и демократы. Не испытывают энтузиазма в отношении союза и Хиллари Клинтон с Дональдом Трампом. Учитывая непопулярность ТТП среди избирателей, сложно представить, что какая-то из партий или кто-либо из кандидатов открыто выступит в его поддержку накануне президентских выборов. Даже если бы такое желание было, у конгрессменов уже не остается времени на голосование по ТТП - им еще бюджет на 2017 г. принимать, а работа над ним пока далека до завершения. К тому же по сложившейся традиции в предвыборный период Конгресс в принципе не обсуждает принятие таких судьбоносных решений.

Азиатские партнеры США, много поставившие на проект Транстихоокеанского партнерства, все еще надеются, что администрации Обамы удастся уговорить парламентариев передумать. Ведь когда в США сменится президент, проект ТТП можно будет считать окончательно похороненным. У американцев в Азии огромные экономические интересы, и им не хочется терять доверие партнеров. В следующий раз Южная Корея, Филиппины, Сингапур и другие страны попросту предпочтут иметь дело с Китаем. Не в восторге от вероятного провала ТТП и правительство Японии. Премьер-министр Синдзо Абэ планировал при помощи союза сделать японскую экономику третьей в мире и потому активно продвигал проект, несмотря на его крайнюю непопулярность среди избирателей.

В то же время отход соглашения о сотрудничестве с азиатскими странами на задний план вовсе не означает смену приоритетов. Для США экономическое взаимодействие с АТОР является куда более значимым, чем с Европой. Скорее, речь идет о наметившейся смене тактики. Обама, как и другие демократы, является сторонником создания крупных наднациональных структур, отношения внутри которых строятся на одинаковых принципах. Республиканцы же выступают за то, чтобы индивидуально взаимодействовать с каждой страной. Республиканский подход окончательно возьмет верх, если на президентских выборах победит Трамп, а его товарищи по партии получат большинство мест в Конгрессе нового созыва.

Российские наблюдатели отмечают, что создание ТТП шло вразрез с интересами нашей страны. И хотя создатели союза говорили о том, что объединение не направлено против России или Китая, напрямую Москву и Пекин в это партнерство не звали. Если проект ТТП с треском провалится, в регионе на некоторое время сохранится статус-кво, и России будет легче взаимодействовать с азиатскими странами, не связанными жесткими обязательствами крупной международной организации.

Однако так не будет продолжаться вечно: на смену американскому проекту может прийти китайский, и российской стороне все равно придется подстраиваться под чужие правила. Единственным способом избежать такого поворота могут стать усилия по развитию существующих объединений, членом которых является Россия. На эту роль, по распространенному мнению, хорошо подходит АТЭС.

Выбор читателей