Американские бомбардировщики бросились догонять российские

Конструкторы в США, наконец, испытали систему пуска крылатых ракет со стратегических бомбардировщиков, аналогичную созданной в РФ. Несмотря на прогресс, до места лидера им пока далеко

Американский стратегический бомбардировщик B-52Н "Стратофортресс" получил на вооружение новую карусельную установку для пуска крылатых ракет AGM-158. Карусельная установка похожа по своему принципу действия на револьвер и размещается в огромном бомбовом отсеке. Особый "барабан" в состоянии производить пуски крылатых ракет через очень небольшой промежуток времени. Ранее для этого использовались в основном внешние подкрыльевые подвески.

Стратегический бомбардировщик-ракетоносец B-52H. Фото: корпорация Boeing

Бомбардировщик В-52Н - одно из зримых воплощений американской военной мощи. Изначально машина была разработана с прицелом на войну с СССР. Взлетающие с баз в США и Европе "Стратофортрессы" должны были бомбить крупные города и важные военные объекты Советского Союза. Даже после появления стратегических ракет "Поларис", а потом и "Трайдент", которые базировались на подводных лодках, В-52Н по-прежнему оставался важной составной частью ядерного потенциала США. 

Бомбардировщик принимал участие практически во всех военных конфликтах со второй половины прошлого века, где одной из сторон были США. Самая яркая и одновременно самая тяжелая страница боевой биографии В-52 - война во Вьетнаме, где эти машины превращали многие квадратные километры джунглей и рисовых полей в лунный ландшафт. Правда, после появления советских ракет С-75 оказалось, что даже такая совершенная техника не является неуязвимой.

В последнее десятилетие прошлого века В-52 постепенно стал выводиться из состава сил ядерного сдерживания. Самолет стал использоваться как платформа для высокоточного оружия - прежде всего крылатых ракет.

Устанавливаемая на В-52 ракета AGM-158 построена по нормальной аэродинамической схеме - с низким расположением несущих поверхностей, со складывающимися крыльями. В корпусе используются современные композиционные материалы на основе углеродных волокон. В качестве силовой установки применяется турбореактивный двигатель J402 с усовершенствованным компрессором и топливной системой. В зависимости от выполняемой задачи можно использовать кассетную или унитарную боевую часть (БЧ), в которой масса взрывчатого вещества составляет до 109 килограммов. Такие ракеты, разгоняясь до 300 м/с, способны проникать в грунт на глубину от 6 до 24 м, а в случае железобетонных перекрытий до двух метров. Именно крылатые ракеты сыграли большую роль в операции коалиционных сил во главе с США в Афганистане во время штурма укрепленной горной позиции Тора Бора, которая изобиловала тоннелями, пробитыми в скальной породе, и различными искусственными укреплениями. Сегодня на вооружении состоит улучшенный вариант ракеты с увеличенной дальностью полета и новым, более экономичным двухконтурным турбореактивным двигателем.

Конструктивное решение с карусельным пуском, примененное на В-52Н, ранее уже было отработано российскими инженерами на Ту-160 и Ту-95МС. На отечественных машинах также используются крылатые ракеты, в том числе и Х-101, которые проходят сейчас испытания.

Х-101, как и ее зарубежные аналоги, летят к цели на дозвуковой скорости. Это обусловлено тем, что перед конструкторами стоит задача сделать корпус ракеты как можно более компактным, чтобы самолет-носитель мог взять на борт достаточное количество боевой нагрузки. Сверхзвуковые ракеты такого размера делать пока не научились. Как пример - огромный "Гранит", который используется в качестве "главного калибра" противолодочных кораблей. Впрочем, поскольку американские и российские ракеты создаются с учетом способности совершать полет с огибанием рельефа местности, то сверхзвук и не требуется. Плюс к этому низкое тепловое излучение двигателя делает их гораздо менее заметными для систем противовоздушной обороны.

У новой отечественной ракеты существенно повышена точность наведения. В полете используется ГЛОНАСС, а также система оптико-электронной коррекции курса с телевизионным наведением на завершающей стадии при приближении к цели. Точность столь высока, что даже на максимальном расстоянии стрельбы удается добиться отклонения от точки прицеливания не больше 10 метров.

Сейчас на ракете установлен малогабаритный турбореактивный двигатель РД-95ТМ-300, развивающий тягу в 500 кГс. Однако в конце прошлого века шли исследования по использованию винтовентиляторного двигателя, имеющего два соосных трехлопастных толкающих винта, вращающихся в противоположных направлениях. Такая конструкция позволяет существенно снизить потребление топлива при обеспечении скорости летательного аппарата до 900 км/час.

Самый главный показатель для крылатых ракет - дальность полета. Так, у российской Х-101 она почти 5,5 тыс. км, что почти в два раза больше, чем у американки AGM-158. Это означает, что самолеты при необходимости могут вообще не заходить в воздушное пространство стран, на территории которых находятся цели. То есть ПВО просто не отметит бомбардировщик как потенциально опасную цель. Правда, американцы немного выигрывают по весу боевой части, но тут уже дело вкуса и концепции применения - кого-то устраивает большая дальность, кого-то вес взрывчатки.

Выбор читателей