"Ночной охотник" станет еще опаснее

Основной ударный российский вертолет Ми-28Н пройдет радикальную модернизацию и станет наиболее грозным вертолетом современности, способным "видеть" ночью и в тумане как при ясном солнечном свете

Начались государственные испытания новой модификации ударного вертолета Ми-28Н. Модернизированный вариант получил индекс НМ. Новинки, примененные в конструкции машины, не просто улучшат ее характеристики, но выведут на принципиально новый уровень.

Ми-28НМ. Фото: Холдинг "Вертолеты России"

Путь Ми-28 Н был непрост и труден. В 1980-е годы, когда стало ясно, что основной боевой вертолет Ми-24 нуждается в замене, за работу взялись КБ Миля и Камова. В результате появились два концепта - Ка-50 "Черная акула" и Ми-28Н, получивший неофициальное название "Ночной охотник". "Акула" для своего времени получилась революционной конструкцией не только для Союза, но и на фоне остального мира. Традиционная для камовских машин схема с соосными винтами была применена и на Ка-50. Правда, экипаж вертолета состоял всего из одного человека, на которого возложили задачи ведения боя и управления машиной, что было не так-то просто. Несмотря на активную раскрутку, "Акула" так и не пошла в серию. Во-первых, соосная схема не была до конца отработана, и при резких маневрах могло произойти схлестывание лопастей. Во-вторых, один пилот не справлялся с нагрузкой. Наконец, расположение вооружения на вертолете было не очень удачным. Машина КБ Миля проходила первые испытания в это же время, но оставалась в тени Ка-50. После многих лет работы Ми-28 встал в строй.

Вертолет выполнен по классической схеме, как и у всех машин КБ Миля - один несущий винт и один стабилизирующий. В отличие от своих предшественников, винты новой машины выполнены из полимерного материала. В силу конструкции лопасти - одна из самых уязвимых частей любого вертолета. Они в первую очередь страдают от огня стрелкового оружия и могут даже обломиться при многочисленных повреждениях. С Ми-28 такого произойти не может - обещают разработчики и производители. Лопасти получились легче, но вместе с тем и много прочнее своих дюралевых предшественников. Задний винт имеет икс-образную конфигурацию, что обеспечивает вертолету уникальные показатели маневренности. Так, "Ночной охотник" легко выполняет "мертвую петлю", что очень непросто для вертолетов. Причем такую фигуру выполняют серийные машины. А американский аналог - AH-64H "Апач" - рискнет выполнить переворот только после специальной подготовки машины к перегрузкам. Ми-28 может даже лететь вперед, одновременно вращаясь вокруг своей оси. Автоматические системы стабилизации вертолета в воздухе позволяют подолгу зависать на определенной высоте практически без участия пилота.

Пилотов, кстати, двое, как и в предшественнике - знаменитом "Крокодиле" Ми-24, это летчик и штурман - оператор оружия. Рабочие места экипажа находятся в защищенной бронекапсуле, где в качестве элементов брони используются керамические пластины, крепящиеся к алюминиевому каркасу. Такая броня уверенно выдержит даже выстрел 20-миллиметровой автоматической пушки, не говоря уже о крупнокалиберных пулеметах. Пуленепробиваемыми сделаны и стекла пилотской кабины. Вообще в плане безопасности экипажа Ми-28 на голову выше своих предшественников. Поскольку полет вертолета проходит в основном на низких высотах, особое внимание уделили эвакуации экипажа при аварии или сбитии. Главная опасность, которая возникает при аварийном покидании вертолета, - это лопасти винта, поэтому предусмотрена система их отстрела. Но эта функция имеется у большинства современных вертолетов. В дополнение к ней на Ми-28 предусмотрено устройство, подобное аварийному пневматическому трапу в самолетах. Специальный пиропатрон отстреливает дверь кабины, и автоматически надувается баллон такой формы, которая предотвращает попадание летчиков под пилоны.

На новой модели будет значительно усилена защита не только от стрелкового оружия, но и от управляемых ракет, которые являются главными врагами вертолетов. Первую линию обороны на "Ночном охотнике" составляют инфракрасные пиропатроны-ловушки, которые отстреливаются, если есть опасность обстрела ракетами с инфракрасной головкой самонаведения. На датчики ракеты пиропатроны действуют как ложная цель.

Новая модель Ми-28НМ кардинальным образом отличается по боевым возможностям от своих предшественников. Так, над винтом будет установлен локатор кругового обзора, что повлияет на тактику использования боевой машины. Используя рельеф местности, вертолет может скрываться за возвышенностями, при этом экипаж отнюдь не будет глух и слеп. Электронные "глаза и уши" вертолета таковы, что для них нет разницы - день или ночь, дождь или туман. Специально разработанный шлем проецирует картинку на экран, защищающий лицо пилота, который оказывается как бы внутри виртуальной реальности. Параметры полета, информация о маршруте, боевом задании, противнике - все отображается прямо перед глазами летчика. Система датчиков реагирует на движения глаз, так что если в стороне были замечены цель или подозрительный объект, оружие автоматически возьмет их на прицел. На вертолете установлена система активной защиты "Витебск", которая формирует своеобразный "электронный щит" вокруг машины, сквозь который также не могут проникнуть средства поражения. Система датчиков, установленных на корпусе вертолета, предупреждает экипаж о начале атаки и может в автоматическом режиме выбрать необходимый вид защиты - установку пассивных помех, радиоэлектронного подавления или маневр уклонения.

На новой модели производители обещают еще более совершенную систему защиты. По словам Павла Будагова - гендиректора Государственного Рязанского приборного завода, по сравнению с радаром вертолета Ми-28Н усовершенствования коснулись каждого модуля. Обзор пространства стал круговым и ведется в нескольких радиочастотных диапазонах. Радар способен обрабатывать информацию от многих каналов одновременно, за счет этого улучшена точность измерения координат целей и параметров препятствий. Увеличено количество одновременно сопровождаемых целей. Разработаны новые режимы работы. Быстродействие бортовой вычислительной машины увеличено в десятки раз. Все это сделает Ми-28НМ одним из самых грозных и совершенных боевых вертолетов в мире.

Выбор читателей