Францию припугнули игрушечным сепаратизмом

Партия из Савойи борется за выход области из состава Пятой республики, но ее поддерживает слишком мало людей. Пока что жителям окраин выгоднее остаться, поэтому границы Франции будут незыблемыми

От возникновения сепаратистских настроений не застрахована ни одна страна Европы, даже Франция, которой, на первый взгляд, чужды такие проблемы. Жители исторической области Савойя объявили о своем желании выйти из состава Французской Республики. На этом фоне голову вновь подняли корсиканские сепаратисты, которые давно добиваются для острова в Средиземном море особого статуса.

Герб Савойи. Фото: Wikimedia 

Савойя находится в юго-восточной части Франции, на границе с Италией и Швейцарией. Эта территория была независимым герцогством в XV-XVIII вв., а затем входила в состав Сардинского королевства. В 1860 г. Сардиния передала эти земли Франции в обмен на помощь в борьбе с Австро-Венгрией за объединение Италии. Мнения самих савойцев на сей счет никто не спрашивал, и потому спустя 150 лет их потомки заявляют о том, что область включили в состав Французской Республики незаконно.

Единственным основанием, на котором Савойя считалась французской все это время, был акт об аннексии, говорит Жан де Пенгон, активист Савойской лиги - региональной партии, борющейся за независимость исторической области. Однако в годы Второй мировой войны он утратил свою силу, а после окончания военного конфликта Франция должным образом не оформила в только что созданной ООН свои притязания на указанную территорию. Таким образом, де-юре у Парижа нет ни малейшего права на Савойю. В 2012 г., по словам Пенгона, ему подтвердили в ООН, что никаких действующих документов, регулирующих взаимоотношения Франции и Савойи, в природе не существует.

В Конституции Франции за гражданами закреплено право на свободное волеизъявление посредством референдума. Но савойцы не хотят утруждать себя подобной процедурой: "Для Савойи незачем заниматься референдумами, потому что речь идет о юридической ситуации и об уже имеющем место волеизъявлении народа. И народ сумеет высказаться на площадях для того, чтобы вновь начать править в своей собственной стране. Поэтому Франция просто должна согласиться с изъявлением воли народа, нормами международного права и вернуть Савойе статус независимой страны и нации" (цитируется по "Правде.ру").

Закрепить за собой независимый статус савойцы хотят при помощи миротворческого контингента ООН. В область должны быть введены "голубые каски", а Генассамблея обязана заявить Франции, что та не имеет права на военное вмешательство, поскольку это будет противоречить нормам международного права.

Савойская лига была основана еще 20 лет назад, но практически все время пребывала на периферии французской политической жизни. В последнее время она вновь пытается громко заявить о себе. Независимость региона представляется сторонникам партии хорошим исходом на фоне захлестнувших Францию проблем с мигрантами и террористами. Момент для возобновления требования о выходе из состава страны выбран более чем удачно.

Однако, несмотря на всю слабость центральной власти, едва ли у савойцев получится что-то путное. В лучшие времена они получали на выборах в своем регионе по 5-6% голосов избирателей (а потому заявления Пенгона о "стопроцентной поддержке" независимости регионе среди местных жителей кажутся некоторой натяжкой). Теперь же представитель партии властвует всего лишь в одной-единственной деревушке. О положении дел в стане сепаратистов красноречиво говорит тот факт, что их официальный сайт отключили за неуплату.

Более серьезную угрозу территориальной целостности Франции могли бы представлять корсиканцы. Земляки Наполеона давно добиваются для своей территории особых привилегий, и идея широкой автономии Корсики, в отличие от Савойи, действительно пользуется поддержкой у местного населения. Начиная с 2010 г. в законодательном собрании острова большинство имеют представители левых партий, в целом разделяющие идею автономизации.

В последнее время они присвоили корсиканскому языку статус второго официального, приняли поправки в налоговое законодательство в интересах местного бюджета, а также учредили статус местного резидента, чтобы воспрепятствовать продажам земли и домов некоренным жителям острова и тем самым остановить рост цен на рынке недвижимости. На центральном уровне эти инициативы не получили одобрения, но идея самостоятельности Корсики прочно укоренилась в сознании обывателей.

Сепаратистские настроения на Корсике подпитывают изолированность от французской территории, культурное своеобразие и тесные связи с соседней Италией (в состав Генуэзской республики остров входил вплоть до 1768 года). Однако Париж всегда довольно жестко пресекал попытки территории стать излишне самостоятельной.

Теракты в Париже и Ницце вновь заставили корсиканцев потребовать независимости или хотя бы широкой автономии. Но если даже дело дойдет до референдума, весьма сомнительно, что большинство жителей острова решится пуститься в самостоятельное плаванье в столь нестабильное время. До тех пор, пока нахождение в составе Франции (невзирая на последние события) будет представляться жителям окраин этой страны более предсказуемым и безопасным, чем пребывание вне ее, за свои границы Елисейский дворец может не беспокоиться.

Как соловей майской ночью: обнародована запись вокала Успенской без фонограммы

В Москве прошел мемориальный "Музыкальный марафон поддержки от звезд "Русского Радио". Он призван поддержать и тех, кого коснулись страшные события 22 марта в "Крокус Сити Холле", и всех жителей страны, вселить в них веру. Любовь Успенская исполнила на марафоне два хита

Выбор читателей