Автокредиты стали не по карману

Из-за падения реальных доходов населения количество невыплаченных займов на машины растет, несмотря на более осторожную политику банков. Основной вклад в просрочку вносят выданные в 2012-2013 годы кредиты

Согласно опубликованным в газете "Известия" данным исследования компании "Секвойя кредит консолидейшн", россияне испытывают серьезные трудности с обслуживанием автокредитов. На сегодняшний день уже каждый десятый автокредит имеет просрочку более 90 дней, что делает его погашение практически безнадежным.

Фото: Антон Тушин/ ТАСС

По данным ЦБ РФ, общий объем розничной просрочки на 1 июля 2016 г. составил 896,7 млрд рублей. На просрочку по автокредитам приходится десятая часть этой суммы.

Первая причина увеличения просрочки - падение реальных доходов населения. В 2014 г. автозаемщик достигал первой просрочки по кредиту через 18 месяцев, в 2015-м - через 16 месяцев, в 2016 г.- через год. При этом речь идет о залоговом кредитовании - чтобы не потерять машину, автовладельцы всегда отличались высокой платежной дисциплиной.

Кроме падения доходов, свой вклад в объем просроченных автокредитов внес высокий уровень закредитованности граждан и очень высокая стоимость автокредитования. Президент "Секвойи" Елена Докучаева поясняет "Известиям", что уровень закредитованности на данный момент составляет 1,7 кредита на одного заемщика (в 2016 г. - 1,8 кредита). А в сравнении со стоимостью автоссуд за рубежом ставки российских банков выглядят просто грабительскими: в США ставки автокредитов не превышают 4% годовых, в Германии - 5,5%, в Франции - 5-7%, а в России - 7-26% годовых. Кстати, столь широкий разброс цен говорит о низком уровне финансовой грамотности россиян.  

По данным "Секвойи", на 1 сентября 2016 г. просрочка по автокредитам россиян достигла 82,5 млрд руб., увеличившись с начала года на 20%. Из 1,4 млн выданных гражданам автокредитов 10% являются проблемными (в 2015 г. этот показатель был равен 7%). Всего, поясняет Елена Докучаева, просрочено 200 тыс. автокредитов из 1,4 млн действующих.

Поскольку новые автоссуды банки выдают на более жестких для заемщиков условиях, качество портфеля "молодых кредитов" заметно улучшилось. Проблемы испытывают заемщики по кредитам, выданных на более либеральных условиях. Эксперты отмечают "вызревание" долгов по ссудам, выданным в 2012-2013 годах.

Сами банки заметно изменили свои подходы к работе с проблемными ссудами. Прежде всего банкам совсем невыгодно в случае просрочки отбирать залоги у заемщиков. Для кредитных организаций это дополнительные расходы, а для многих заемщиков - потеря не только средства передвижения, но и средства производства (если это такси или коммерческие автомобили). Поэтому сегодня стороны охотнее договариваются.   

Банкам сегодня важно сохранить своего клиента даже при наличии у него финансовых затруднений, поэтому изъятие машины является последним средством решения проблемного кредита. При этом кредитные организации стараются убедить заемщика добровольно продать машину и вырученными средствами погасить задолженность. Банки можно понять - реализация залогового имущества в судебном порядке займет существенно больше времени и обойдется им в копеечку.

Выбор читателей