Школам предписали воспитывать по стандарту

Реформе образования в России дан рестарт. Министр образования Ольга Васильева потребовала пересмотреть федеральные государственные образовательные стандарты. Начать решено с воспитания

С реформой образования в России затягивать не будут. Министр образования Ольга Васильева потребовала пересмотреть федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС).

 Ольга Васильева. Фото: Александр Астафьев/ ТАСС

Нового министра образования не устроили стандарты общего образования, разработанные при прежнем главе ведомства. Точнее сказать, они не устраивают практически никого, кто с ними сталкивался, поскольку не соответствуют своему названию. Действующие ныне ФГОСы содержат общие цели и задачи, но никакой конкретики. В результате учитель вынужден ориентироваться на федеральные тестовые задания, чтобы понять, какие именно знания он должен вложить в ученика.

В частности, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования от 2009 г., которым руководствуются учителя сегодня, содержатся следующие требования по предмету "Русский язык" к выпускнику-четверокласснику:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

И все. Список полный. О том, что ребенок должен к пятому классу уметь проверять безударную гласную в корне слова и правильно писать И/Ы после Ц, не говоря уже о том, что должен в принципе знать буквы, во ФГОСе не указано. Этому посвящены дополнительные пояснительные документы, коих множество издано в разные годы и искать которые учителям просто нет времени.

Теперь общими словами не отделаться. Ольга Васильева хочет видеть в новых стандартах конкретику – что может и должен делать учитель на определенном этапе. И первый вопрос, которого коснулась министр, это воспитание детей в школе. Как стало известно газете "Известия", в министерстве разработан и уже находится на согласовании проект приказа "О рабочей группе по детализации требований к планируемым результатам воспитания в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования".

"Разработать и представить руководству Министерства образования и науки Российской Федерации предложения по внесению изменений в ФГОС в части требований к личностным результатам освоения примерной основной образовательной программы, а также изменений в программу духовно-нравственного воспитания, развития обучающихся при получении начального общего образования и программу воспитания и социализации обучающихся при получении основного общего и среднего общего образования в срок до 1 октября 2016 г.", говорится в документе.

Вернуть воспитательную функцию школе Ольга Васильева пообещала сразу при вступлении в должность.

"Образование - это обучение и воспитание, и школа всегда на протяжении всей истории человечества формировала человека, но не узкого специалиста, как, допустим, было все-таки, возможно, несколько десятилетий назад. … Поэтому для меня приоритет - воспитание", заявила Васильева.

Выступая на Всероссийском родительском собрании 30 августа, министр подчеркнула, что внеурочное время педагоги должны проводить со школьником не ради "натаскивания на ЕГЭ", а чтобы "воспитывать его, развивать, делать что-то для того, чтобы он действительно стал гражданином нашей страны".

"Этим я буду действительно заниматься. Потому что главная задача - это человек", пообещала министр.

Читайте также

Выбор читателей