Подводников спасет новый корабль

В состав Тихоокеанского флота принято новое судно "Игорь Белоусов" для помощи затонувшим при авариях подводникам. С его помощью можно эвакуировать терпящих бедствие моряков с глубин до полукилометра

Спасательное судно Военно-морского флота России "Игорь Белоусов" прибыло в порт постоянной приписки "Владивосток" и вошло в состав Тихоокеанского флота. Этот корабль стал головным спасательным судном проекта 21300С "Дельфин". В соответствии с планами командования ВМФ каждый флот должен иметь по одному такому кораблю.

Спасательное судно "Игорь Белоусов". Фото: Сергей Коньков/ ТАСС

Вопрос о переоснащении спасательных сил и средств ВМФ очень остро встал после трагедии с атомной подводной лодкой "Курск" 12 августа 2000 года. Одной из причин гибели экипажа стала крайне низкая организация спасательной службы. Напомним, что в день трагедии "Курск" участвовал в масштабных учениях флота, где должен был отработать атаку отряда кораблей из подводного положения. В море находились десятки вымпелов, при этом Северный флот на тот момент располагал только одним спасательным судном - "Михаил Рудницкий", которое стояло у пирса и находилось в четырехчасовой готовности. По мнению вице-адмирала Валерия Рязанцева, находившиеся на борту спасательные аппараты АС-32, АС-34 и АС-36 не были приспособлены для эвакуации пострадавших с подводной лодки, а их экипажи не проводили практических тренировок по пристыковке к аварийным люкам.

"Михаил Рудницкий" подошел к месту трагедии только утром следующего дня. Попытки спускаемых аппаратов пристыковаться к спасательному устройству не имели успеха. Выяснилось, что на аппаратах значительно снизилась емкость аккумуляторных батарей и им не хватает энергии для выполнения всех необходимых операций. Кроме этого, выгородки аварийно-спасательных устройств, размещенных на внешней стороне корпуса лодки, имеют такую конструкцию, что подключить к ним подачу питания (воздух, электроэнергию) можно только в ручном режиме, т.е. для этого должен быть использован водолаз. Ни одного глубоководного водолаза на тот момент на Северном флоте не было. При этом, как выяснилось позже, лодка лежала практически на ровном киле, а течение под водой было не критичным.

По результатам спасательной операции были сделаны выводы, итогом которых как раз и стало строительство нового спасательного судна. Совершенное и современное оснащение, прежде всего системы гидроакустического поиска, навигации и маневрирования, позволяют ему буквально "замирать" над местом аварии.

Главное поисково-спасательное средство, размещенное на борту "Игоря Белоусова", - глубоководный водолазный комплекс ГВК-450, в состав которого входят спускаемый спасательный аппарат "Бестер-1" и подводный беспилотник "Пантера плюс". По словам конструктора нижегородского ЦКБ "Лазурит" Бориса Голдовского, новый аппарат "Бестер-1" - представитель четвертого поколения своего типа. Корпус изготовлен из особого титанового сплава, который не подвержен коррозии, вся электронная начинка - системы навигации и стабилизации - сделана на основе новейших отечественных разработок. Аппарат может в автоматическом режиме производить посадку на комингс-площадку аварийной подводной лодки.

Новый аппарат "Бестер-1" - представитель четвертого поколения своего типа

"Бестер-1" может уверенно работать в сложных условиях - при сильном наклоне лодки, течении и плохой видимости. За один рейс аппарат может взять на борт 22 человека, а управляет им экипаж из всего трех. Конструкцию оснастили современными рабочими манипуляторами, которые могут действовать так же, как и рука человека. Новая система жизнеобеспечения позволяет работать при повышенном давлении в спасательном отсеке и обеспечивать декомпрессию с помощью метода поточной вентиляции. Рабочая глубина погружения - до 720 метров. Проводить спасательные работы можно с глубин до 450 метров. В целом параметры и характеристики отечественного аппарата ничуть не хуже зарубежного аналога - Nemo, который состоит на вооружении флота США и НАТО.

Есть на судне и подводный беспилотник - "Пантера плюс". Это устройство предназначено для проведения разведки и обследования затонувших объектов, выполнения широкого спектра подводно-технических работ как самостоятельно, так и совместно с водолазами на глубинах до одного километра.

Совокупные возможности всего оборудования позволяют обеспечивать работы 12 водолазов сменами по 3 человека на глубинах до 450 м по 6 часов в сутки в течение трех недель с последующей однократной декомпрессией. Инфраструктура позволяет принять 120 подводников, терпящих бедствие.

Таким образом, спасатель "Игорь Белоусов" станет своеобразным ангелом-хранителем для моряков-подводников. Поскольку судно океанского класса, район его плавания неограничен, значит, на помощь оно сможет прийти в любой точке планеты.

При всех достоинствах корабля необходимо отметить, что на сегодняшний день в мире ни у кого нет опыта проведения глубоководных спасательных операций, когда с помощью специальных аппаратов удалось бы спасти подводников из терпящей бедствие лодки. Большинство аварий отечественных субмарин случались в районах с очень большими глубинами - свыше одного километра, и почти во всех случаях лодки всплывали, поскольку именно это действие рекомендовано в случае аварии. Так что возможности даже такого выдающегося корабля, как "Игорь Белоусов", все-таки имеют и свои рамки. Вместе с тем подводники, безусловно, обретут дополнительную уверенность, зная, что их безопасность отныне в надежных руках.

Выбор читателей