Сталинские роботы-танки поразили Вермахт

База для современной российской роботоуправляемой бронетехники закладывалась еще в 30-х годах прошлого века. Советские телетанки по техническому прогрессу превосходили немецкие аналоги

Прошедший военный форум "Армия 2016" показал большой потенциал роботизированной бронетехники. Российский ОПК представил широкую линейку роботов от боевых до инженерных и спасательных. Сегодня на разных стадиях испытаний и доработок находится около 10 роботизированных технических комплексов (РТК), не считая боевых автономных модулей ведения огня. В развитии робототехники Россия способна соревноваться даже с США, которые тратят ежегодно миллиарды долларов на армию роботов. Причина столь мощного военно-технического скачка России после разрушительных 1990-х годов, кроется в почти столетней советской школе боевой робототехники.

Танки ТТ-26. Архивное фото 

Сегодня мало кто знает, что первые роботы-танки СССР начал разрабатывать в конце 1920-х годов. Центральной лаборатории проводной связи (ЦЛПС) было поручено к 1930 году представить для испытаний первый образец. Испытания начались уже в феврале 1930 года. Первым телеуправляемым (телетанком) стал советский танк Т-18, созданный на базе легендарного и популярного французского танка "Рено ФТ-17". Чтобы понять научный прогресс только что зарождавшегося советского государства, нужно отметить, что на тот период телеуправляемый танк был только у французов в 1915 году - Torpille Terrestre (наземная торпеда). Его цель состояла в том, чтобы добраться до укрепленных позиций и подорваться на них.

Советская робототехника

Советские конструкторы пошли дальше и взялись за создание полноценного танка, способного выполнять большинство боевых задач, включая прицельное ведение огня и маневрирование в ходе боя. К 1930 году советский телетанк превзошел "французскую торпеду", выполнявшую только две радио команды - движение "вперед-назад". К 1932 году новая радиоаппаратура для ТТ-18 расширила спектр команд до 16. Уже в 1934 году оснащенный советской аппаратурой управления "Пирит-1" и "Пирит-2", танк изменял скорость, самостоятельно подрывал заряд, ставил дымовую завесу. Дальность связи позволяла уходить на глубину боя в несколько сотен метров от передового окопа. В рамках развития управляемости роботизированный комплекс был переведен на танк Т-26. Все разработки телетанков были засекречены, и в прессе о них практически не было информации.

Летом 1932 года в Ленинградском военном округе было создано специальное секретное подразделение "отряд №4". Именно там проходили широкомасштабные учения различных типов телетанков от ТТ-18 до ТТ-26. Машины уже могли выполнять ряд сложных команд: поворачивать, переключать коробку передач, включать и выключать двигатель. Управление танков велось со специальных пультов автономного управления танками (ПАУТ), которые могли быть стационарными и мобильными. В частности, испытывалось управление танками с самолетов. При этом один ПАУТ мог вести сразу несколько танков. Последующие учения проходил уже с расположением пультов в танках управления (ТУ), оснащенных экипажем и выполнявших командные задачи.

Таким образом, советские ученые уже в середине 1930-х годов получили телегруппы - управляемые группы роботанков, идущих в первой линии наступления. За ними следовали командные танки и наступательные экипажные машины. При этом, телетанки могли прямо в бою перейти в режим экипажного управления. Если обычный линейный танк подбивали, то танкисты пересаживались в телетанк, который отключался от радиоуправления командным танком. Управление машинами осуществлялось за счет сигнала, поступавшего по штыревой антенне высотой 1,5 метра. В 1934 году было выпущено 55 телетанков ТТ-26 под кодовым названием "Титан". Под крышей созданного Научно-исследовательского института №20 создается аппаратура ТОЗ-4 для Т-26, и в конце 1936 года завод №174 выпускает 37 телемеханических групп, состоящих из 37 телетанков и такого же числа танков управления. Машины начинают поступать в танковые бригады. Их получают бригады Смоленска, Киева, Харькова, Слуцка, учебный танковый батальон в Мытищах и две военные академии. Начался набор и обучение в "Ульяновское училище особой техники", созданном специально для телеуправляемой техники в конце 1930-х годов.

Финское испытание

Ключевыми задачами машин в будущих сражениях являлась разведка минных полей, преодоление противотанковых преград, уничтожение ДОТов, подбор экипажей с подбитых танков. Аппаратура позволяла танкам выстроить дымовую завесу, и вести огонь из огнеметов на дальность 12-18 метров. Первые бои телетанки приняли под Выборгом в Финской войне в феврале 1940 года. Командование запустило машины 1-ой роты 217 отдельного танкового батальона для взятия укреплений противника, но атака роботов потерпела неудачу. Причиной поражения стала не техническая беспомощность телетанков, а абсолютная неподготовленность командования фронта к ведению боев тяжелой техникой на лесисто-болотистой местности. Телетанки наравне с линейными Т-26 и Т-28 застревали перед искусственно выстроенными финнами надолбами и уничтожались из орудий. Те же машины, что прорывали оборону, оказывались одни без поддержки пехоты, которая не желала идти в бой из окопов. Танки, терявшие связь с командным пультом, расстреливались финскими солдатами из противотанковых 37 мм орудий. Если у экипажных машин видимость была ограничена смотровой щелью, то телетанки в таких условиях близкого боя становились слепыми. Один из ТТ-26 попал в "волчью яму", вырытую финнами для бронетехники, и был потерян. Из 35 танков в ходе наступления на укрепрайон Суммаярви-Ляхде Красная армия потеряла 23 танка, включая 5 телетанков. Стоит отметить, что неэффективность телегрупп также была связана со слабым взаимодействием родов войск, плохой системой связи управления войсками и отсутствием качественных разведданных о местности.

Несмотря на первый печальный опыт программа безэкипажных танков не была свернута. В той же Финской войне машины применяли для вскрытия систем минных полей, уничтожении ДОТов, подвоза снарядов. Зачастую телетанки использовались, как обычные экипажные машины. В 1940 году командование решило сконцентрироваться на создании телетанков-подрывников. Испытания на полигонах показали, что танки успешно подвозят к цепи надолбов (финские противотанковые ежи из камня и дерева) взрывчатку, скидывают ее и взрывом делают проходы. Была сформирована танковая группа "Подрывник". По прибытии на Карельский перешеек телетанки столкнулись с проблемой связи роботов с командными машинами. Лесополоса глушила сигнал. Для полного управления телегруппой на расстоянии 500 метров требовалась прямая видимость без визуальных помех.

Тем временем на испытательном полигоне в Мытищах новая аппаратура ТОЗ-8 показала высокий уровень надежности. Из 3000 переданных команд было выполнено 2994, что составило 99,8%. Испытания продолжались вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Русское "тайное оружие"

В войне с Германией телетанки были применены только в 1942 году в Севастополе по инициативе генерал-майора А.Ф. Хренова. С шести имеющихся машин ТТ-27 было снято вооружение и установлены тротиловые заряды. Первым двум машинам удалось подобраться к укрепленной линии противника и взорвать оборону. Еще один танк был окружен удивленными немцами, бежавшими рядом и пытавшимися понять что за чудо-техника у русских. Взрыв прервал любопытство десятка фашистских солдат. Гитлер потребовал раздобыть "тайное оружие" Сталина. Между тем, в самой Германии также велись исследования и внедрение роботизированной техники. Правда, немцы не достигли такого прогресса в радиосвязи, несмотря на общее техническое лидерство. Советская школа радиоуправления являлась бесспорным мировым лидером. Немцы применяли в ходе Второй мировой войны автономные бронемашины, только управление шло по проводам, вплоть до 1943 года. Наиболее массовое распространение получила самоходка "Голиаф", разминировавшая поля и разрушавшая заграждения. По сути, это были управляемые боеприпасы на гусеницах с дорогой в одну сторону. В 1943 году Вермахт получил от своих конструкторов первые радиоуправляемые машины B-4 для доставки контейнеров с зарядом. Есть вероятность, что принцип радиоуправления немцы взяли с трофейных советских телетанков, которые могли достаться им при взятии Рязани. По сохраненным советским донесениям известно, что на станции Рязани оставался поезд из 62 телетанков с аппаратурой для отправки в Сызрань. В дальнейшем его судьба осталась неизвестной.

В целом, стоит отметить, что низкая эффективность роботизированной бронетехники связана с многоуровневыми задачами, которые машинам необходимо решать в ходе боя. Если воздушные беспилотники двигаются по чистому небу от одной точки до другой без помех, то танки двигаются по сложной местности, постоянно встречая преграды. Также они являются мишенями для орудий, в то время как беспилотники (БЛА) в силу малых размеров неуязвимы для традиционных ракет, бьющих по крупным целям. Поэтому человеческий фактор продолжает играть большую роль в наземном бою, где техника должна решать одновременно задачи атаки и своего выживания. Человек, сидящий в танке, принимает решение на порядки быстрее, чем человек, сидящий в штабе за пультом. Это связано с вопросом самосохранения и включения неосознанных режимов принятия решений за доли секунд. Поэтому проблемы и задачи современных российских конструкторов схожи с задачами, которые стояли перед советскими учеными, создавшими первые в мире без экипажные танки. Год назад член коллегии Военно-промышленной комиссии РФ Олег Мартьянов отметил, что "Много разработок - в основном инициативных - абсолютно не увязаны между собой протоколами связи, управлением, обработкой информации. По сути это "паркетные" разработки. На асфальте они делают сальто, красиво ездят, а при выезде в поле многие отсеиваются. Разработчики должны в поле доказывать свои компетенции и способности".

Очевидно, что без решения этих задач доля потерь бронетехники без экипажей значительно возрастет в сравнение с нынешними потерями традиционных машин. Жизнь человека невозможно подсчитать в деньгах, но потери бронетехники могут быть губительны для экономики в условиях военных действий.

Выбор читателей