Банки КНР угрожают мировой экономике

Бурный рост кредитования в Поднебесной вызывает тревогу экспертов. Попытки предотвратить спад потребления за счет денежных вливаний в убыточные проекты может вызвать цепную реакцию на всех рынках

Китай находится на пороге полномасштабного банковского кризиса. Об этом свидетельствует чрезмерный объем непогашенной задолженности по кредитам.

Фото: ZUMA/ ТАСС 

По данным базельского Банка международных расчетов (BIS), отношение выданных в Поднебесной кредитов к ВВП КНР достигло в первом квартале текущего года рекордных 30,1%. Притом что показатель выше 10% указывает на то, что кризис может произойти в любой момент в течение ближайших трех лет.

Объем непогашенной задолженности по кредитам в КНР составляет $28 трлн и продолжает расти быстрыми темпами. Примерно такие суммы вращаются в банковских системах США и Японии вместе взятых.

Общий объем кредитования в Китае составлял на конец 2015 г. 255% ВВП, увеличившись за восемь лет на 107 процентных пунктов. Только корпоративные кредиты составляют 171% ВВП КНР. Это чрезвычайно высокий уровень для страны с развивающейся экономикой.

Справедливости ради стоит сказать, что тревожный индикатор BIS у Китая находится выше отметки в 10% с середины 2009 года. Однако его резкий рост в первом квартале на фоне увеличивающегося одновременно объема плохих кредитов не может не внушать опасений. Тем более что кризис во второй крупнейшей экономике мира чреват катастрофическими последствиями для многих стран, включая Россию.

Согласно данным Национального банка Китая, рост кредитования в августе ускорился до 948,7 млрд юаней. При этом аналитики ожидали показатель на уровне всего 750 млрд юаней, рассказала корреспонденту "Утра" аналитик ГК TeleTrade Анастасия Игнатенко. "Ранее Международный валютный фонд уже заявлял, что Китаю требуется замедлить неустойчивый рост кредитования и прекратить финансирование неэффективных фирм. Кредиторы должны более тщательно проверять своих заемщиков", - напомнила она.

Она проводит аналогию с событиями 2007-2008 гг. в США, когда ипотечный кризис в стране перерос в финансовый. "Этот негативный опыт свидетельствует о том, что, когда рушится экономика крупной страны, кризис может легко распространиться на другие страны. Все мы звенья одной цепи. Поэтому чем раньше китайские власти поймут, что их страна - экономическая бомба замедленного действия, и чем раньше начнут устранять нарастающий долг, тем больше шансов, что падения в бездну удастся избежать", - считает Игнатенко.

Она добавила, что для России финансовый кризис в Китае сейчас крайне нежелателен. "Отечественная экономика и без того уязвима. Сохраняется санкционный режим, бюджет испытывает дефицит, а средства Резервного фонда могут вскоре закончиться. В такой ситуации не хотелось бы получить финансовую подножку от нашего близкого соседа", - пояснила она.

Возможность краха китайской банковской системы остается на крайне высоком уровне, подтвердил региональный директор eToro в России и СНГ Павел Салас. По его словам, основная часть проблемных кредитов Китая приходится на недвижимость и инфраструктуру, денежные вливания в эти отрасли способствовали росту экономики страны. "Главными заемщиками выступают государственные предприятия и муниципальные власти. А поскольку и банки в КНР принадлежат государству, они уже неоднократно спасали проблемные предприятия, списывая безнадежные долги. Все это может привести к ощутимому экономическому кризису, который способен привести к закрытию производств, потере рабочих мест и длительной стагнации в экономике страны", - уверен он.

Проблемы в Китае определенно вызовут сложности в развивающихся странах, что замедлит рост глобальной экономики, после чего кризис может перейти и в развитые страны, добавил Салас.

Увлечение кредитованием в Поднебесной - процесс, во многом инициированный государством для предотвращения спада потребления и охлаждения экономики, согласен гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. "Но действует Китай в данный момент на свой страх и риск, поскольку для страны это принципиально новый механизм стимулирования роста ВВП. И вероятность возникновения крупномасштабного банковского кризиса в таких условиях действительно высока", - отметил он.

При этом 30%-й разрыв в темпах роста кредитования к ВВП -  далеко не единственная проблема Китая, подчеркнул Шустов. Так, по оценкам Goldman Sachs, только по итогам первого полугодия 2016 г. поток кредитов китайской экономике составил 35% от ВВП, причем чрезмерное увлечение кредитованием населения и компаний ведет не только росту долгового бремени, но и формированию портфелей необеспеченных займов и просрочки. "Чем это чревато, в России прекрасно знают, - с аналогичной, но несопоставимой по масштабам в сравнении с Китаем проблемой мы столкнулись в прошлом году", - напомнил он.

Кроме того, расчеты Goldman Sachs, по его словам, говорят о том, что в течение ближайших трех лет соотношение долга к ВВП КНР превысит 400%. "И хотя эти расчеты, конечно, крайне приблизительны, однако до 2019 г. мы действительно сможем стать свидетелями масштабного банковского кризиса в Китае", - сообщил гендиректор "Мани Фанни".

Китайский банковский сектор действительно трудно оценивать по формальным показателям, рассказал корреспонденту "Утра" доцент кафедры фондовых рынков и финансового инжиниринга факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Сергей Хестанов. "Во-первых, есть вопросы к официальной статистике. А во-вторых, в КНР сильно развит так называемый теневой финансовый сектор, в частности власти провинций активно кредитуют бизнес", - уточнил он.

Однако пока Китай занимает первое место по объему международных резервов, составляющих около $4 трлн, опасаться за банки этой страны, по его мнению, не стоит. "Китайская экономика характеризуется высокой степенью управляемости. И в случае возникновения проблем в банковском секторе финансовые учреждения просто получат кредит от правительства, на сумму которого их плохие долги будут заморожены на сколь угодно долгий срок", - уверен Хестанов.

Таким образом, на его взгляд, бояться за банковский рынок Китая совершенно не стоит. Впрочем, как и рассчитывать на кредиты российским предприятиям из Поднебесной. "Китайские банки не слишком охотно кредитуют наши проекты, в основном только под гарантии правительства РФ. И рассчитывать на то, что финансовые рынки Юго-Восточной Азии станут для нас источником дешевых денег взамен закрытых санкциями западных, не приходится вне зависимости от состояния банковской системы Китая и других стран региона", - отметил он. 

Руководитель аналитического отдела Grand Capital Сергей Козловский также не рассматривает вероятность глобального кризиса в китайском банковском секторе как реальную угрозу. "Власти КНР наверняка держат ситуацию под контролем и уже имеют планы по превентивным мерам, направленным на сдерживание роста кредитования", - успокоил он.

За счет хорошей демографической ситуации, роста урбанизации и инвестиций в человеческий капитал предпринятые шаги по переориентации экономики Китая на внутренний спрос и ослабление юаня должны позволить относительно безболезненно пройти переходный период, полагает вице-президент IFC Financial Center Станислав Вернер. "На данный момент - это базовый сценарий МВФ и инвестиционных банков. В этом году Пекину за счет мер "тонкой настройки" удалось успокоить скептиков, ожидающих жесткой посадки китайской экономики, однако возобновления подобных разговоров можно ждать в будущем", - уточнил он.

Выбор читателей