Налог на удовольствие

Предложение Минфина ввести акциз на напитки с добавлением сахара или других подслащивающих и вкусоароматических веществ в размере 5 рублей за литр поддержали не все

Министерство промышленности и торговли, а также Минздрав поддержали предложение Минфина ввести акциз на напитки с добавлением сахара или других подслащивающих и вкусоароматических веществ в размере 5 руб. за литр. Чиновники полагают, что данная мера поможет одолеть эпидемию ожирения и заодно принесет бюджету страны дополнительные 80 млрд руб. за три года.

Фото: Lehtikuva/ ТАСС 

Однако не все разделяют энтузиазма министерств, требующих ввести акциз. Федеральная антимонопольная служба, например, предупреждает, что введение акциза может привести к росту цен на продукты. "Расширение перечня подакцизных товаров, по мнению ФАС, может привести к росту цен на пищевую продукцию и ухудшению финансово-экономических показателей предприятий пищевой промышленности вследствие дальнейшего сокращения покупательной способности населения и, как следствие, к сокращению поступлений в бюджеты всех уровней", - заявила начальник управления контроля химической промышленности и АПК ФАС Анна Мирочиненко.

Президент Союза производителей безалкогольных напитков (СПБН) Дмитрий Петров и вовсе считает, что акциз на сладкие напитки станет губительным для отрасли. Он отмечает, что продажи сладких газированных напитков по отдельным категориям из-за кризиса уже сократились за год на 10-15% в натуральном выражении, а в регионах банкротятся небольшие предприятия. По мнению Петрова, подорожание сладких безалкогольных напитков на 1% ведет к падению их продаж на 1,5%. При введении предложенного Минфином размера налога продажи дешевых напитков стоимостью около 30 руб. (почти половина рынка) упадут на 20-25%.

Сами производители сладких газированных напитков предсказывают фатальные для них последствия введения акциза на эти напитки. По оценкам гендиректора ООО "Айсберг" (г. Горячий Ключ) Александра Саксонова, только за последние два года из-за кризиса продажи безалкогольных напитков уже сократились на 30%.

"В первую очередь увеличение цены повлияет на конечного производителя и ударит по его карману. 5 рублей с литра - значительное увеличение стоимости для этого вида товара. Если введут акцизы, то продажи сладких безалкогольных напитков могут сократиться на 60-70%", - отметил он. Соответственно, рухнет производство, упадут и налоговые отчисления в бюджет. К тому же производители напитков - не только крупные налогоплательщики, но и источник рабочих мест.

"Непосредственно в индустрии производства безалкогольных напитков в России задействовано более 100 тыс. человек, при этом одно рабочее место в отрасли дополнительно создает от 7 до 10 рабочих мест в отраслях смежных. В этой связи сокращение производственной деятельности и закрытие предприятий может привести к существенной ликвидации рабочих мест", - такие доводы о нежелательности введения акцизов на сладкие газированные напитки приводил уполномоченный при президенте по правам предпринимателей Борис Титов в официальном письме к председателю правительства Дмитрию Медведеву в марте 2016 года. Кабмин до сих пор выступал против введения акциза на сладкие напитки, в качестве причины называя распоряжение президента РФ Владимира Путина в послании Федеральному Собранию от декабря 2014 г. о необходимости зафиксировать налоговые условия на ближайшие четыре года.

Ухудшение инвестиционного климата, к которому приведет введение любого дополнительного акциза, может нанести серьезный удар по расчетам Минфина получить 80 млрд рублей.

Например, суммарные инвестиции Coca-Cola в России в экономику страны превысили $4 миллиарда. При этом в компании работают около 10 тысяч человек, обеспечивая дополнительно 60 тыс. рабочих мест в смежных областях экономики. Изменение правил игры во время самой игры могут заставить иностранных инвесторов обратить внимание на другие страны.

Впрочем, введение акциза на сладкие газированные напитки выглядит неоднозначным не только с экономической точки зрения. Медицинский аспект проблемы тоже вызывает вопросы. Взять для примера мировой опыт. В настоящий момент акциз на сладкие напитки действует в двух штатах США. Штат Западная Вирджиния ввел акциз на сладкие газированные напитки еще в 1951 г., Арканзас - в 1992 году. Несмотря на более чем полувековую борьбу с избыточным весом посредством налога на сладкую газировку, Западная Вирджиния уверенно занимает третье место в стране по количеству людей с ожирением (34,5%), а Арканзас - четвертое (33,8%). Другие штаты США, как правило, вовсе отвергают идею о введении подобного акциза, поскольку она не несет позитивного эффекта с точки зрения борьбы с лишним весом (потребители переходят на аналогичные более дешевые, но не менее калорийные продукты).

Заведующий отделением клиники НИИ питания РАМН диетолог Альфред Богданов считает, что введением акциза на сладкую газировку мало что изменишь. "Меры все же должны быть разносторонними, - сказал он. - Если повысится стоимость этих товаров, то часть населения, конечно, их не будет покупать. Но решение должно быть другим - популяризировать ЗОЖ, повышать культуру питания. Такой опыт есть, например, в Финляндии. Там благодаря подобным мерам удалось сократить смертность от сердечно-сосудистых заболеваний. То есть надо не стоимость продуктов повышать, а уровень образованности людей".

Выбор читателей