Нефтяной потолок останется в мечтах

Неформальный форум нефтяников в Алжире не принесет результатов: сторонники ограничения нефтедобычи не смогут переубедить саудитов и иранцев. Но через год мировой рынок черного золота нормализуется сам собой

Основные нефтедобывающие страны мира не смогут договориться о сокращении производства черного золота в ближайшем будущем. Неформальная встреча представителей отрасли, которая пройдет на этой неделе, скорее всего, закончится безрезультатно. Хотя некоторые игроки продолжают до последнего надеяться на чудо.

Министр энергетики РФ Александр Новак. Фото: Zuma/ TASS

С 26 по 28 сентября в Алжире состоится Международный энергетический форум. На его полях страны - экспортеры нефти планируют провести переговоры о текущем положении дел на рынке. Их результатом может стать соглашение о заморозке добычи. Инициаторы встречи - Венесуэла, Эквадор и Кувейт - именно с этой целью решили созвать неформальный саммит. Страны, от которых принятие соответствующего решения зависит в первую очередь, - Саудовская Аравия, Иран и Ирак - свое участие во встрече подтвердили. Однако это еще не означает, что все они действительно готовы вести разговор о снижении производства и экспорта.

Накануне алжирской встречи всеобщее внимание было приковано к переговорам Саудовской Аравии и Ирана - непримиримых соперников в ближневосточном регионе, последовательно выступающих против заморозки нефтедобычи. Лица, знакомые с ходом переговоров, рассказали прессе, что Эр-Рияд и Тегеран после двухдневных дискуссий так и не достигли никаких соглашений. Саудиты заявили о готовности сократить объемы извлечения нефти, но при одном условии: если Иран остановит свою добычу на прежнем уровне - 3,6 млн баррелей в день. Представители Исламской Республики ответили отказом.

Каждая сторона в итоге осталась при своих интересах. Разногласия между этими двумя странами не позволили договориться о снижении производства нефти на весеннем саммите ОПЕК в Катаре. Иранский делегат на ту встречу не явился, потому что его страна хотела сначала выйти на досанкционный уровень добычи и лишь затем обсуждать вопрос заморозки. Саудовцы же в последний момент потребовали непременного присутствия иранцев, чтобы принимаемые соглашения включали и их обязательства.

Препятствием на пути соглашения может стать и Ирак, второй по величине производитель нефти в ОПЕК. Его добыча растет, страна испытывает сильную необходимость в доходах от продажи сырья и нефтепродуктов, поэтому ужиматься ему смысла нет. В то же время на неофициальном уровне появилась информация о том, что Багдад может передумать. Неназванный иракский источник в ОПЕК заявил западным журналистам, что ради поддержания цен на приемлемом уровне страна готова пойти на сделку.

Организаторы форума алжирцы, выступающие за сокращение добычи, надеются на грядущей встрече достичь консенсуса. По их мнению, все делегаты говорят о заморозке, просто у каждого свои предложения по точке отсчета - январский уровень, июньский уровень или актуальный уровень добычи. Надо лишь договориться между собой.

Более того, алжирское Минэнерго распространило довольно сенсационную информацию о том, что Эр-Рияд якобы объявил о готовности снизить извлечение нефти на полмиллиона баррелей в день. Однако не исключено, что Алжир всего лишь выдает желаемое за действительное: саудовская сторона сделанные североафриканскими чиновниками заявления не комментирует, а кроме того, говорит о том, что не ожидает от предстоящей встречи никаких решений, поскольку воспринимает ее всего лишь как консультативную сессию.

Москва относится к переговорам весьма сдержанно. Министр энергетики РФ Александр Новак сообщил о том, что его ведомство пока не получало от стран - экспортеров нефти никаких предложений о сокращении добычи. Максимум, о чем может идти речь, - о сохранении нынешних объемов, пояснил чиновник. В целом, по мнению Новака, подобные договоренности имеют не такое уж большое значение для России, поскольку выгодный нам нефтяной баланс установится уже во второй половине 2017 года. Произойдет это в силу рыночных законов.

"Все будет зависеть от спроса, от предложения, от того, какой будет ситуация в экономике многих стран, потребляющих нефть. По моей оценке, следующий год уже должен быть годом восстановления спроса", - отметил министр. Договоренности о сокращении добычи лишь немного ускорили бы процесс балансировки рынка, добавил он.

Позиции России и Саудовской Аравии, мировых лидеров по производству нефти, касательно искусственно устанавливаемых барьеров в сфере нефтедобычи во многом сходны. В начале сентября страны договорились о совместных действиях по поддержанию стабильности мирового рынка. При этом саудовский министр энергетики, промышленности и минеральных ресурсов Халид аль-Фалих выразил мнение, что установление потолка производства нефти сейчас не актуально, поскольку цены постепенно движутся в верном направлении. А министр финансов РФ Антон Силуанов указал на то, что заморозка добычи нефти, которая обсуждается в ОПЕК, может не дать ожидаемого эффекта: если в результате вырастет добыча сланцевой нефти, мировые цены снова упадут.

Провал переговоров представителей ОПЕК в начале июня в Вене, по мнению российской стороны, продемонстрировал кризис организации. Сегодня решения этого органа мало на что влияют в глобальном смысле. Обстановка на нефтяном рынке в гораздо большей степени зависит от рыночных факторов, чем от картельного сговора. В этой ситуации альянс РФ и Саудовской Аравии, на долю которых приходится более пятой части всей мировой нефтедобычи, мог бы стать своеобразной заменой ОПЕК. Выработанные сторонами механизмы стабилизации могли бы оздоровить мировой рынок нефти и вернуть отрасли инвестиционную привлекательность.

Выбор читателей