Россия заполонит мир автомобилями

Количество экспортируемых отечественных машин возрастет в пять-шесть раз и составит не менее 300 тысяч. Основания для реализации таких амбициозных планов существуют

Еще совсем недавно об экспортных перспективах российских автомобилей можно было услышать преимущественно из анекдотов, а сегодня у них есть все основания стать реальностью.

Фото: сайт "Ам Компани, Тольятти" 

Как сообщил во вторник, 27 сентября, глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, к 2025 г. объем экспорта отечественных автомобилей достигнет 300 тысяч. "Мы исходим из того, что к 2018 году мы сможем вдвое увеличить объемы сегодняшних прогнозов экспорта и, как я уже сказал, выйти на параметры не менее 300 тысяч автомобилей к 2025 году", - пояснил он.

Более того, добавил министр, это всего лишь консервативный сценарий при наличии и куда более амбициозных целей. "Все будет зависеть от возможностей бюджета, - заявил Мантуров. - Дополнительные средства поддержки будут обеспечены, и, таким образом, мы можем выйти на более даже амбициозные цифры, в частности по 2025 году".

Самое интересное заключается в том, что, несмотря на очевидную амбициозность подобных планов, основания для их хотя бы частичной реализации существуют.

По сути, речь идет об увеличении экспорта российских автомобилей в пять-шесть раз. В пользу российских автомобилестроителей играют как минимум два важнейших обстоятельства.

Во-первых, имеющиеся мощности автозаводов загружены сегодня не более чем на 40%. Это означает, что для наращивания производства не потребуется значительных капитальных затрат.

Во-вторых, за последние годы, благодаря тесному сотрудничеству с иностранными компаниями, ведущим российским автопроизводителям (прежде всего АвтоВАЗу и ГАЗу) удалось подтянуть технический и технологический уровень своей продукции до среднемирового. Это позволяет говорить о том, что на зарубежный рынок могут выходить уже не "ведра с болтами", а автомобили среднего уровня, способные конкурировать с продукцией китайского, а в ряде сегментов и корейского автопрома.

В помощь российской автомобильной экспансии может сыграть и "генетическая память" рынков развивающихся стран, на которых несколько десятилетий назад удалось закрепиться еще советскому автопрому. Такие бренды, как "Лада", "ГАЗ" и "УАЗ", еще помнят во Вьетнаме (с которым у РФ заключено соглашение о зоне свободной торговле), арабских странах, некоторых государствах Южной и Центральной Америки и ряде стран Юго-Восточной Азии.

Впрочем, нужно отметить, что "второе пришествие" российского автопрома в развивающиеся страны будет отличаться от советского. Если во времена СССР одной из главных задач автоэкспорта являлась поставка техники дружественным странам, то сегодня во главу угла ставится не просто предоставить вьетнамцам или кубинцам возможность пользоваться благами современной цивилизации по доступным (в их понимании) ценам, но и сделать этот экспорт прибыльным. И это становится для современных российских автопроизводителей довольно сложной маркетинговой и технологической задачей. Несмотря на то что на поддержку экспортных программ российского автопрома правительством РФ выделено порядка 3 млрд руб., прежних поставок на демпинговых условиях больше не будет.

Все это заставляет отечественных производителей автомобилей подходить к экспорту по стандартным, заведенным в современном мире параметрам. А это значит, что помимо непосредственной поставки автомобилей производитель обязан создавать в стране-импортере гарантийно-сервисную инфраструктуру, а также обеспечивать бесперебойное снабжение запчастями. Без соблюдения этих условий экспорт автотранспорта ни в какую, даже самую слаборазвитую страну сегодня невозможен.

Что касается существующих и потенциальных проблем российского автоэкспорта, то главной из них является общий кризис перепроизводства в мировой автомобильной отрасли. Попросту говоря, автомобилей во всем мире сегодня производится больше, чем имеется на них потенциальных покупателей. И это притом что мощности автомобильных заводов по всему миру загружены в среднем лишь на 70%. Все это заставляет производителей всеми силами искать новых покупателей на свою продукцию и новые рынки, что обусловливает беспрецедентную конкуренцию.

Выбор читателей