Лекарствам добавят прозрачности

Ради снижения цен госзакупок медикаментов государство намерено повышать требования к участникам тендеров. Это может привести к обратному результату - подорожанию лекарств в аптеках и росту расходов на лечение

Правительство намерено нивелировать разницу в ценах на одинаковые лекарственные препараты в разных регионах при проведении госзакупок. Об этом заявил на расширенной коллегии Федеральной антимонопольной службы (ФАС) первый вице-премьер Игорь Шувалов. По его словам, сейчас стоимость одного препарата в разных субъектах РФ отличается по стоимости в десять и более раз. "Понятно, что за этим может стоять", - подчеркнул Шувалов.

Фото: Юрий Белинский/ ТАСС

Ранее глава ФАС Игорь Артемьев заявлял, что в сфере поставок лекарств в медучреждения действует мафия. По его данным, банальная ношпа и другие торговые наименования препарата дротаверин регистрировалась государственными органами по ценам, которые отличались в 12 раз. А в некоторых случаях разница в стоимости одного лекарства достигала 160 раз.

На проблему неоднократно указывали и глава Минздрава Вероника Скворцова, и социальный вице-премьер Ольга Голодец. Недавно они анонсировали введение системы сравнительного ценообразования в закупках лекарств для государственных и муниципальных нужд. То есть препараты из списка жизненно важных и необходимых будут закупаться не по предельной зарегистрированной цене, а по сравнительным рыночным. Такая система, по мнению Скворцовой, позволит сэкономить как минимум 30% бюджетных средств.

Как отметил Шувалов, одновременно будет произведена модернизация электронных площадок, на которых проводятся торги, готовятся изменения в законы о госзакупках и закупках компаний с госучастием. Соответствующие поправки, которые призваны исключить "химию" в публичных закупках, Госдума может принять до конца года, сообщил он.

Шувалов также призвал ФАС в рамках борьбы с завышением цен на лекарства законодательно закрепить возможность принудительного лицензирования фармпрепаратов. Это позволит отечественным производителям выпускать запатентованный товар без разрешения правообладателя в особых случаях. Например, когда держатель патента является единственным в мире поставщиком какого-либо препарата.

Эксперты указывают, что почти все меры, предлагаемые властями сегодня для снижения стоимости лекарственных препаратов при госзакупках, уже содержатся в действующем законодательстве. "На самом деле все прекрасно понимают, что проблема в непрозрачности закупок, - заявил корреспонденту "Утра" директор по развитию RNC Pharma Николай Беспалов. - Соответственно, единственная мера, которая будет тут эффективной, - это грамотное планирование графика закупок, прозрачность процедуры торгов, строгий учет того, что закуплено. Словом, надо добиться внедрения и исполнения положений закона о госзакупках. Все остальное - детали и лирика".

Главная проблема в сфере закупок медпрепаратов - коррупционная составляющая, подтвердил гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов. "Шувалов говорит о росте прозрачности госзакупок и необходимости доработки законодательства, но действующее законодательство как раз и разрабатывалось с учетом требований обеспечения максимальной прозрачности как для участников торгов и организаторов, так и для населения. Но торги по-прежнему выигрывают не поставщики, которые предлагают оптимальные цены, а те, кто более выгоден лицам, ответственным за организацию торгов. Несмотря на наличие мощного антикоррупционного законодательства, система злоупотреблений с ценами контрактов с началом кризиса и перехода государственных и муниципальных учреждений, а также госкомпаний в режим строгой экономии никуда не исчезла", - посетовал он.

С коррупцией бороться сложно в принципе и, как показывает практика, это дело еще и затратное, отметил Шустов. "Куда проще ужесточить контроль над ценами производителей и импортеров, что уже предпринималось недавно в отношении социально значимых препаратов, фиксация цен на которые привела к подорожанию медикаментов, не входящие в этот список", - напомнил он. По его мнению, и сейчас государство, скорее всего, будет повышать требования к участникам тендеров на поставки медикаментов, что позволит снизить закупочные цены. "Однако обратной стороной медали будет подорожание медикаментов в рознице, и если государству удастся снизить расходы на 10%, то на аналогичную величину вырастут расходы населения на лекарства. Это, к сожалению, неизбежно, поскольку работать в минус производители просто не будут", - предупредил гендиректор "Мани Фанни".

Идея принудительного лицензирования препаратов по понятным причинам не радует держателей патентов на них. По словам исполнительного директора Ассоциации международных фармацевтических производителей (AIPM) Владимира Шипкова, этот шаг оттолкнет инвесторов от отечественного фармрынка. "Вопросы соблюдения прав интеллектуальной собственности - основа развития современной фармацевтики. Зарубежные фармпроизводители инвестировали на территории России за последние 4-5 лет $2,5 млрд и не заслуживают получить в ответ принудительное лицензирование", - заявил он и добавил, что запуск этой процедуры может привести к увеличению доли фальсификата на рынке.

Беспалов отметил, что нормы международного права в рамках ВТО разрешают подобные меры. "Другое дело, что это считается чем-то вроде дурного тона, мол, пренебрегают патентным правом только не развивающиеся страны. Но нормы принудительного лицензирования одними из первых в мире использовали Великобритания и США - они их придумали", - пояснил он.

Фактически международными соглашениями это не запрещается, но Россия не может воспользоваться таким правом даже теоретически до принятия соответствующих норм во внутреннем законодательстве, уточнил директор по развитию RNC Pharma. "Только после этого мы сможем в случае необходимости задействовать этот инструмент. И вряд ли за этим последует какая-то глобальная катастрофа. Западные компании не откажутся работать в России", - уверен он.

Выбор читателей