Второго губернатора подшили к делу

Два бывших главы Коми образовали преступное сообщество и промышляли мошенничеством на миллиарды рублей. Второго фигуранта - Владимира Торлопова - долго не могли привлечь из-за сенаторского статуса

Республику Коми грабили сразу два бывших губернатора, уверены следователи. Экс-главе региона Владимиру Торлопову предъявлены обвинения в мошенничестве на 2,5 млрд рублей. Он свою вину отрицать не стал, но заключения под стражу избежать сумел.

Экс-глава Коми Владимир Торлопов. Фото: Антон Новодережкин/ ТАСС

Торлопов руководил северной республикой два срока - с 2002 по 2010 год. После этого в течение шести с половиной лет он представлял регион в Совете Федерации. Своего поста в верхней палате Торлопов лишился лишь в сентябре этого года. В среду, 5 октября, стало известно, что ему вручили повестку о явке на допрос в качестве подозреваемого по громкому "делу Гайзера".

Тогда же журналисты выведали, что допросом дело не ограничится: против экс-губернатора и экс-сенатора завели уголовное дело по статье 210 УК РФ (организация преступного сообщества и участие в нем). Это дело, говорили источники, близкие к следствию, тесно связано с преследованием Вячеслава Гайзера - другого бывшего губернатора Коми, которого арестовали осенью прошлого года. Гайзера обвиняют в совершении преступлений по четырем статьям: создание преступного сообщества, получение взятки в особо крупном размере, легализация средств, полученных преступным путем, и мошенничество (ст. 210, 290, 174.1 и 159 УК РФ).

На следующий день Следственный комитет РФ официально предъявил Торлопову обвинения в создании преступной группировки, руководстве ею совместно с Гайзером и мошенничестве в особо крупном размере (ч. 3 ст. 210 и ч. 4 ст. 159 УК РФ). По версии следствия, в результате преступных действий Владимира Торлопова и его подельников государству в лице республики Коми был причинен ущерб в размере не менее 2,5 млрд рублей.

После допроса следователи обратились в Басманный суд Москвы с ходатайством о домашнем аресте фигуранта. На заседании, где рассматривался этот вопрос, следователь сообщил, что Торлопов признал свою вину. Представитель следственного ведомства отметил, что, находясь на свободе, обвиняемый может повлиять на свидетелей и скрыться от закона. Поэтому его нужно изолировать. Однако следователи учли возраст фигуранта (66 лет), состояние здоровья и данные о его личности, а также тот факт, что Торлопов согласился сотрудничать со следствием. Поэтому следователи и попросили о домашнем аресте. Ни суд, ни сторона защиты против этого возражать не стали.

Сидеть взаперти бывший губернатор будет по московскому адресу. Домашний арест продлится два месяца, до 6 декабря, однако этот срок может быть впоследствии неоднократно пролонгирован. В решении судьи Артура Карпова говорится, что "обвиняемый не вправе покидать место проживания, получать и отправлять корреспонденцию, вести переговоры с использованием любых средств связи, он также будет ограничен в общении с определенным кругом лиц".

"Правильный" настрой Владимира Торлопова позволяет ему рассчитывать на выделение его уголовного дела в отдельное производство. Оно может быть рассмотрено в особом порядке в сжатые сроки. Такой сценарий наверняка заставит судей проявить снисхождение и назначить подсудимому (если его вина будет доказана) более мягкое наказание. Следователи также получат выгоду от чистосердечного признания Торлопова. Его показания будут использоваться как доказательства вины по основному делу об организованном преступном сообществе в республике Коми.

Предшественник Вячеслава Гайзера на губернаторском посту ранее уже фигурировал в деле, но информация об этом была сугубо неофициальной. Связь Торлопова и Гайзера лежала на поверхности: политическая карьера второго сложилась в то время, когда первый был губернатором. Политики считались близкими соратниками. Именно Гайзер командировал бывшего шефа в Совфед, когда стал губернатором. По некоторым данным, бывшего сенатора следователи уже допрашивали по "делу Гайзера", но на первый раз - в качестве свидетеля. Кроме того, именно Торлопов, как говорят, был тем самым единственным участником преступной группы, чья фамилия до поры до времени не называлась.

В преступную сеть, по версии следствия, оказались вовлечены высшие должностные лица и представители бизнес-кругов Коми, которые на протяжении нескольких лет проворачивали махинации с бюджетными средствами и республиканским имуществом. Изначально следствие называло фигурантами "дела Гайзера" 19 человек, 15 из которых были арестованы, трое отправлены под домашний арест, а один не был назван.

В следственных органах такую таинственность и нежелание раньше срока заводить дело на Торлопова связывают с его сенаторским статусом, которым он обладал до сентября. Привлечение к уголовной ответственности действующего члена СФ, являющегося спецсубъектом, - длительная и сложная процедура. Следователи не хотели ее затевать, решив дождаться, пока Торлопов сложит полномочия.

Политолог, член Общественной палаты республики Коми Евгений Вологин говорит, что в регионе "недоумения его задержание ни у кого не вызывает". "Есть основания предполагать, что в период своего правления в республике Коми Торлопов создал некую группировку, занимающуюся финансовыми махинациями, которая потом практически по наследству от него перешла в руки бывшему главе республики Вячеславу Гайзеру", - отметил эксперт.

Заместитель гендиректора "Трансперенси Интернешнл - Россия" Илья Шуманов называет привлечение двух губернаторов по одному и тому же делу о создании преступной группы уникальной ситуацией. "Это из ряда вон выходящее событие. Это признание того, что преступная группа руководила одним из ключевых регионов на протяжении длительного времени", - заявил специалист (цитируется по "Росбалту").

Выбор читателей