В Заполярье отражен налет противника

Высотные сверхзвуковые перехватчики МиГ-31БМ, именуемые НАТО как "гончие", продемонстрировали, что воздушная граница северных областей России находится под надежной охраной от ракет и самолетов-нарушителей

На севере республики Коми пара перехватчиков МиГ-31БМ произвела учебную атаку цели и пуск ракет с дальней дистанции. Как сообщает Министерство обороны, перед этим экипажи самолетов совершили перелет на один из оперативных аэродромов в Карелии, где осуществили дозаправку топливом и загрузку авиационных средств поражения.

Модернизированный МиГ-31БМ. Фото: Юрий Смитюк/ ТАСС

Пилоты МиГ-31БМ отработали задачи по перехвату условных самолетов - нарушителей государственной границы, а также произвели пуски ракет по воздушным мишеням на расстоянии от них до 100 км и на скоростях, значительно превышающих скорость звука. Все мишени были успешно поражены.

Учения стали очередным шагом, которым Россия демонстрирует всему миру, что северные широты страны больше не являются мертвой зоной для средств ПВО, как было в лихие 90-е. Это сигнал прежде всего для США, ведь МИГ-31БМ, или "гончая" по классификации НАТО, является не просто самолетом, а сдерживающим стратегическим фактором.

Работы над созданием этого самолета начались в 70-х годах прошлого века после появления низколетящих крылатых ракет, способных совершать полет с огибанием рельефа местности, и сверхзвуковых стратегических бомбардировщиков. Советские инженеры и военные решили выбивать клин клином и для борьбы со стратегическими бомбардировщиками создали стратегический истребитель-перехватчик на базе МиГ-25.

Новая машина стала не просто модернизированной версией, но отдельным боевым комплексом. МиГ-31 стал уникальным по своим летным характеристикам серийным самолетом, массово стоящим на вооружении. Диапазон высот и скоростей полета был таков, что на Западе достигать аналогичных показателей удавалось только специально подготовленным самолетам. Самолет мог свободно действовать на высоте свыше 20 км и осуществлять полет на крейсерской скорости до 2500 тыс. км/ч, а в форсажном режиме и до 3000. При этом двигатели получились достаточно экономичными за счет применения двухконтурной схемы - впервые в отечественной авиации. Принципиально новые возможности открывала радиолокационная станция "Заслон". В отличие от аналогов предыдущего поколения, основой станции был не локатор, а фазированная решетка (АФАР). Локатор совершает маятниковые движения и ищет цель, а АФАР устанавливается неподвижно, при этом она способна обрабатывать гораздо большее число целей. Так, в отличие от МиГ-25, локатор которого мог работать только с одной целью, фазированная решетка на МиГ-31 могла одновременно работать с четырьмя - как раз по числу ракет Р-33 дальнего радиуса действия. Самолет мог наносить удар, даже не будучи обнаруженным, а также перехватывал цели на высотах от 25 м до 30 километров.

Новое слово в тактике применения авиации - станции обменивались друг с другом информацией по специальному помехозащищенному каналу связи. Группа из четырех машин МиГ-31 контролировала воздушное пространство до 900 км по фронту и действовала как единый организм. Против такой невидимой ловчей сети были бессильны самые новейшие разработки США. Высотные разведчики SR-71, стратегические бомбардировщики В-1 и даже перспективные В-2 с технологией стелс становились бесполезными. Кроме самолетов, МиГи могли перехватывать боевые части стратегических ракет и низколетящие разведывательные спутники.

Боевые возможности машины оказались настолько впечатляющими, что родилась одна необычная идея по управлению подразделениями таких самолетов. Перехватчик был двухместным: экипаж состоял из летчика в передней части кабины и штурмана - оператора вооружений в задней. Планировали для стратегического управления полком самолетов в заднюю кабину посадить генерала, правда, потом от этой идеи отказались, оставив это место штурману. Кстати, как шутили летчики, штурманы оказались на Миг-31 безработными. "Заслон" осуществлял поиск целей и запуск ракет в полностью автоматическом режиме, оставляя на долю экипажа только тактику ведения боя и освобождая от непосредственного управления оружием.

Модификация МиГ-31БМ, которые как раз и принимали участие в учениях, получила еще более впечатляющие возможности. Так, было увеличено число точек подвески оружия до шести. Самолет получил возможность нести в контейнерах противокорабельные ракеты и дополнительное оборудование, например, тепловизор. Бортовое оборудование самолета обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с зенитными ракетными комплексами противовоздушной обороны. Кроме борьбы с воздушными и наземными целями, МиГ-31БМ может использоваться и в качестве своеобразного воздушного командного пункта, координирующего действия истребителей других типов, оснащенных менее мощными радарами. Оборудование МиГ-31БМ обеспечивает и весьма необычные сценарии боевого применения: перехватчик может наводить на воздушные цели ракеты, запущенные с борта других истребителей, сближающихся с противником на дистанцию ракетного залпа в режиме радиолокационного молчания.

Даже американские военные эксперты, которые очень неохотно признают преимущества другой техники, единодушны в оценке высоких боевых качеств МиГа. Главный оппонент отечественного самолета - F-22 - не дотягивает до конкурента по скорости и высоте полета. А МиГи могут быстро напомнить всем, кто решит проверить прочность воздушных границ России, кто в доме хозяин.   

Выбор читателей