Неудовлетворенность зарплатой растет с возрастом

Как показал опрос Superjob.ru, более-менее довольна заработком только молодежь. Впрочем, как считают эксперты, подобное социальное исследование не дает полной картины

Экономика РФ, особенно сегодня, не может похвастаться идеальными условиями для ведения бизнеса и высокими окладами для простых работников заводов или офисных клерков. Это подтверждают результаты свежего опроса исследовательского центра портала Superjob.ru, где говорится, что только 15% жителей России довольны своей зарплатой.

 Фото: Сергей Коньков/ ТАСС

"Не удовлетворены размером заработной платы 85%, а чаще всего величина ежемесячного заработка устраивает молодёжь – 19% среди тех, кому ещё нет 25 лет, степень удовлетворённости зарплатой зависит от множества факторов, в числе которых регион проживания, привычная модель потребления, наличие кредитов, состав семьи", – говорится в отчёте.

Исполнительный директор политического анализа Вячеслав Данилов рассказал Noteru.com, что полностью доверять опросу нельзя хотя бы потому, что далеко не все респонденты могли быть откровенными: "В финансовых вопросах наше население проявляет несколько качеств, как подчёркивают социологи. Это, во-первых, тенденция скрывать, или занижать реальные доходы, отсюда кажущееся противоречие между "удовлетворённостью", которая отмечает отношение к доходам в контексте социальных затрат и обязательств респондента, и обозначенными, как правило низкими доходами. То есть респондент может быть вполне доволен низким доходом, если он оставляет большое пространство свободы – это как раз случай молодых, которые находятся ещё на иждивении семьи. Это практически их карманные деньги, зарабатываемые на непостоянных, аутсорсных, временных и случайных местах заработка. Разумеется, этот сегмент рынка труда, как правило, учащиеся, военные контрактники и т. п. удовлетворены тем, что имеют что-то вроде приработка. Во-вторых, данными о персональных финансах тем легче делятся, чем они меньше и чем меньше доля участия и ответственности зарабатывающего эти средства – то есть не те, кто "зарабатывает", а те, кто "получает". Легче о деньгах говорят наёмные работники, а не работодатели, чей доход зависит от рыночной конъюнктуры, меры ответственности и вложенного труда…".

Далее, эксперт рассуждает о роли молодого поколения: "Что касается молодёжи, то как раз она проявляет больший, по сравнению со взрослыми, потенциал как по поиску работы, так и по созданию рабочих мест. Иждивенчество свойственно для очень небольшого сегмента этой аудитории. Молодёжь не только активно ведёт себя на рынке труда, использует онлайн-ресурсы для поиска работы, но готова кооперироваться для создания малых бизнесов – в условиях доступности, как правило, "длинных" семейных денег из сбережений родственников. Отсюда все эти барбершопы, крафтовые пивные, сыроварни и т.п. Отсюда, в-третьих, ещё одна черта, характерная для опросов о личных финансах. Часто респонденты указывают нечто вроде регулярного среднемесячного гарантированного дохода, не обозначая премий, заработков на стороне, доходов по акциям, а также прибыли от индивидуальной хоздеятельности. К примеру, опрошенный хипстер с пятого курса университета продемонстрирует в доходах свою стипендию, но не укажет доход от барбершопа, который вскладчину открыл на районе о своими друзьями".

Тут следует напомнить, что российский предприниматель, в отличие от своего коллеги из Европы и США, да, впрочем, и даже некоторых азиатских стран, отличается повышенной "выживаемостью", поскольку после 1990-х удивить его какими-нибудь преградами уже сложно. Точно также себя чувствует и большая часть населения РФ, которая привыкла за последние 30 лет жить в минимально комфортных условиях.

Это, конечно, не мешает большей части общества высказывать своё неодобрение текущей зарплатой, поскольку далеко не у всех она составляет 32 122 рубля (официальный средний показатель за 2016-ый год). Отсюда и рост трудовых конфликтов, возникших в третьем квартале текущего года, в 2 раза больше, чем во втором (данные из доклада Центра экономических и политических реформ). Но всё же говорить о преодолении "нижнего порога" недовольства (когда оно может перерасти в форму массовых протестов) ещё рано. Зачастую представители таких профессий, как программисты, юристы, медики, инженеры, как правило, своим заработком довольны.

"Уровень жизни и степень социального недовольства не связаны напрямую. Своё недовольство выражают, чаще всего, не самые бедные, а как-раз те, кто побогаче. В целом, чтобы низкий уровень жизни привёл к готовности протестовать, нужна ещё целая совокупность факторов. В сегодняшней России их пока нет. Росту протеста среди молодёжи, помимо этого, мешает и общее отсутствие у неё интереса к политике. Впрочем, через несколько лет ситуация может измениться", – заключает в интервью Noteru.com политолог Аббас Галлямов.

 

Выбор читателей