Шенген проявил слабость

Брюссель готов ужесточить пограничный режим для защиты от мигрантов. Эти "пожарные меры" – попытка остановить поток беженцев либо на дальних подступах, либо уже на восстановленных национальных граница

Европейский Совет принял итоговый документ, касающийся вопросов миграции. Главные его задачи – усиление защиты внешних границ и контроль над миграционными потоками. В нём также прозвучал следующий призыв: "К скорейшему принятию пересмотренного Шенгенского кодекса о границах при усилении систематического контроля всех путешественников, пересекающих внешние границы, а также определению своей позиции по системе въезд-выезд до конца 2016 года". Нетрудно догадаться, что под такими вот "путешественниками", в первую очередь, подразумеваются мигранты, особенно те, кто пользуется маршрутом Центрального и Восточного Средиземноморья.

Фото: Michele Amoruso/ Global Look

Политолог Максим Жаров рассказал Noteru.com, что подобные меры вряд ли окажутся действенными, особенно когда к этой инициативе не присоединились государства, из которых, собственно, и идёт волна мигрантов: "Восточное Средиземноморье – это как раз Турция, Сирия, Египет. Так что это фиксация в официальном документе ЕС степени болезненности проблемы с нелегальными каналами переправки беженцев из этого региона в Европу. Соглашение с Турцией фактически не работает, поэтому Евросоюз самостоятельно пытается решить проблему, создавая пограничную службу, для которой, собственно, и предназначен этот пункт в итоговом документе. Поток беженцев в Европу направляют неправительственные организации, многие из которых тесно сотрудничают с американскими властями. Именно в руках США находится рычаг управления потоками беженцев в Европу. Так что усиление пограничного контроля на внешних границах ЕС и пересмотр Шенгенского соглашения в сторону ужесточения – это лишь меры косвенного контроля за перемещениями беженцев. Полностью проблему это не решит".

На саммите ЕС также поднялась тема введения европейской информационной системы о путешественниках – ETIAS (ряд мероприятий для более эффективного пограничного контроля в рамках Шенгенской зоны). Правда, говорили почему-то не о том, насколько она будет эффективна в условиях потока мигрантов, а какой она может оказаться выгодной в финансовом плане. По разным подсчётам, её использование (за счёт налоговых сборов при пересечении границ) может дополнительно принести в бюджет ЕС свыше 500 миллионов евро в год.

Только вот все эти разговоры о целесообразности ETIAS и принятый в Совете ЕС документ – бесполезная демагогия с использованием бюрократических механизмов, которые мало чем помогут. Всё потому, что так и не был определён чёткий план по решению проблемы с нелегальными каналами переправки беженцев. Ведь, призвать усилить контроль, призвали, а кто будет ответственен за мониторинг региона, кто будет заниматься патрулированием, обратной депортацией, финансированием логистики, так и не определились. Зато внутри ЕС впервые стали на частном уровне усиливать контроль над границами. Скандинавские страны в прошлом году так вообще предлагали внедрить паспортный контроль. В Совете Европы все пытаются сделать вид, что Брюссель всего лишь призывает пересмотреть Шенгенский кодекс, но на деле – это, скорее, выглядит как начало его отмены.

Журналист, политический обозреватель Михаил Мошкин объяснил Noteru.com, что это может привести к серьёзным изменениям во всем Евросоюзе: "Этот призыв (заметим, призыв, а не окончательное решение) – проявление уже сложившейся тенденции к трансформации Шенгенской зоны. К примеру, год назад власти Германии установили пограничный временный погранконтроль на границе с Австрией, (на прошлой неделе в Берлине заявили о возможности продления этого режима на полгода). Шенгенские соглашения подразумевают введение лишь временных ограничений на границах, в исключительных обстоятельствах – причём, никогда ранее такие меры не использовались. Теперь же речь может пойти о де-факто восстановлении внутриевропейских границ. В начале года профильные министры – внутренних дел и юстиции нескольких стран ЕС - обратились в Еврокомиссию с запросом о пересмотре ряда положений Шенгенской конвенции. "Процесс идёт" как на уровне предложений, так и с точки зрения практических мер. Можно вспомнить, что на прошлой неделе министр внутренних дел в правительстве Меркель Томас де Мезьер призвал европейских коллег "расширить возможности" режима ограничений. В сентябре пограничники и полицейские Чехии и Словакии проводили учения "на случай кризисных ситуаций", а ранее чешский премьер обещал поддержать любые меры Брюсселя, направленные на защиту границ – пока что внешней составляющей Шенгенской зоны. Это лишь один из способов поставить плотину на пути бурного потока. На минувшей неделе глава МВД Австрии Вольфганг Соботка призвал Брюссель ускорить процесс депортации мигрантов-нелегалов, и решительнее запрещать им въезд в Евросоюз. Очевидно, что эти "пожарные меры" – попытка остановить поток беженцев либо на дальних подступах, либо уже на восстановленных национальных границах. Здесь уже надо говорить не о выходе из кризиса, а о скорой помощи, в противном случае в общеевропейском доме придётся баррикадировать двери".

В Брюсселе царит нерешительность. Принятый документ только "призывает", а не приказывает, то есть в Совете Европы сами боятся радикальных мер. Впрочем, даже их, учитывая нынешнюю ситуацию с мигрантами, будет в скором времени недостаточно. Привычная еврочиновникам бюрократия будет показывать красивые отчёты на бумаге с доходами от системы ETIAS. А потом незафиксированная в отчётах толпа, перелезающая заборы в Восточной Европе, окажется сюрпризом (как 1,5 беженцев миллиона в 2015-ом году), из-за которого Шенгенскую зону, хочешь – не хочешь, а придётся закрывать полностью.

Выбор читателей