Флот пополнят спасателями

Новейшие проекты судов обеспечения в ближайшее время войдут в состав всех российских морских соединений. Среди них будут глубоководные спасатели и ледоколы, способные работать в условиях арктических морей

Военно-морской флот России до 2020 г. получит 61 новое вспомогательное судно. Как сообщил заместитель Министра обороны РФ генерал армии Дмитрий Булгаков, до 2020 г. в состав военных флотов ежегодно будет входить от 6 до 17 современных, универсальных и многофункциональных судов, предназначенных для обеспечения действий боевых кораблей. Так, уже в этом году моряки получат 12 судов, в 2017 г. - 10, в 2018-м - 6, в 2019-м - 16 и в 2020-м - еще 17.

Спасательное судно "Игорь Белоусов". Фото: Alex Omen/ Wikipedia

Это позволит значительно обновить судовой состав вспомогательного флота и обеспечить выполнение задач, стоящих перед ВМФ России.

В текущем году в состав вспомогательного флота уже включены самоходные плавучие краны проекта 02690, опытовое судно "Виктор Чероков" и рейдовый буксир.

К концу года в состав Военно-морского флота России войдет головное судно проекта 23120 - уникальный в своем роде корабль тылового обеспечения ледового класса "Эльбрус". Летом уже был спущен на воду головной ледокол дизель-электрический проекта 21180 "Илья Муромец". За последние годы в состав Северного флота уже вошли около 20 судов, на Тихоокеанском флоте несут службу 16 новых судов, Балтийский флот принял в свой состав и успешно эксплуатирует 14 единиц такой техники, на Черноморском флоте и в Каспийской флотилии выполняют задачи еще 16 спасателей.

Обновление парка обеспечивающих кораблей - необходимый шаг на пути реформирования флота. В первую очередь, конечно, моряки ожидают специальную технику для проведения спасательных работ, в том числе на больших глубинах. Такие суда уже начали поступать в части. Так, спасатель "Игорь Белоусов" прибыл в порт постоянной приписки Владивосток и вошел в состав Тихоокеанского флота. Этот корабль - уникальный в своем роде. Он стал головным спасательным судном проекта 21300С "Дельфин". Главное поисково-спасательное средство, размещенное на борту "Игоря Белоусова", - глубоководный водолазный комплекс ГВК-450, в состав которого входят спускаемый спасательный аппарат "Бестер-1" и подводный беспилотник "Пантера плюс". По словам конструктора нижегородского ЦКБ "Лазурит" Бориса Голдовского, новый аппарат "Бестер-1" - представитель четвертого поколения своего типа. Корпус изготовлен из особого титанового сплава, который не подвержен коррозии, вся электронная начинка - системы навигации и стабилизации - сделаны на основе новейших отечественных разработок. Аппарат может в автоматическом режиме производить посадку на комингс-площадку аварийной подводной лодки. "Бестер-1" может уверенно работать в сложных условиях: при сильном наклоне лодки, течении и плохой видимости.

На вооружение спасательных сил Военно-морского флота РФ поступит и телеуправляемый необитаемый подводный аппарат (ТНПА) "Марлин-350". Попросту выражаясь, это будет подводный беспилотник. Как сообщают разработчики, конструкция аппарата является наиболее оптимальной для маневрирования, что в свою очередь упрощает проведение поисковых и обследовательских работ. Каждый движитель снабжен магнитной муфтой и может передавать вращение с вала двигателя сразу на гребной винт без использования сальниковых уплотнителей. Тем самым существенно повышается надежность и простота обслуживания ТНПА в целом.

Благодаря оригинальному техническому решению построения системы управления, а также применению современной элементной базы существует возможность обеспечить высокую точность и скорость отработки движителями сигналов управления (изменения скорости вращения, реверс). Для связи подводного аппарата и надводного модуля применяется тонкий, гибкий оптоэлектрический кабель с низким сопротивлением движению и близкой к нулевой плавучестью.

Система передачи данных построена таким образом, что позволяет подключать множество дополнительных датчиков и специального оборудования для подводных работ и поиска. На аппарат можно установить дополнительную камеру высокого разрешения, многолучевой гидролокатор, альтиметр, гидролокатор кругового обзора, систему подводной навигации, одностепенной манипулятор, а также другое дополнительное оборудование.

Всего вспомогательный флот в настоящее время включает в себя около 480 морских и рейдовых судов обеспечения, более 100 из них - это новейшие проекты.

Выбор читателей