Вклады застрахованы, но не у всех

Все чаще вкладчики банков, у которых отозваны лицензии, жалуются, что не могут получить свои деньги - их попросту нет в реестре АСВ. Без компенсации рискуют остаться даже клиенты крупных кредитных организаций

В январе 2004 г. было основано Агентство по страхованию вкладов (АСВ), которое призвано гарантировать населению возврат средств, размещенных на банковском депозите, если у банка возникли проблемы.

Фото: Андрей Холмов/ ТАСС

Банкам же поставили условие, что если они не станут участниками системы по страхованию, то не получат права принимать вклады физлиц. Естественно, все кредитные организации на это подписались, будучи уверенными в надежности системы. Однако последняя дала трещину - все чаще слышны новости о том, что вкладчики не могут получить свои деньги со счетов. Причина одинакова для всех: их вкладов не оказалось в реестре АСВ.

В поисках собственных денег

Когда Банк России только начал "зачистку банковского сектора", многие были уверены, что крупные банки вне зоны риска. Но Центробанк разрушил этот стереотип. Только в сентябре 2016 г. лицензий на проведение банковских операций лишились сразу три банка, входящие в топ-100.

АСВ стало составлять списки клиентов, которые могут рассчитывать на страховое возмещение. Только у "Военно-Промышленного Банка" (ВПБ) 78 тысяч клиентов обратились в госкорпорацию. Но 10% вкладчиков не обнаружили себя в реестре. Теперь им придется потратить немало сил, нервов и времени, чтобы доказать, что у них действительно были счета в банке на момент отзыва лицензии. Другой части бывших клиентов ВПБ, которые заявляют о том, что в реестр внесены суммы значительно меньшие, чем хранились на их счетах, также будет непросто подтвердить реальные вложения.  

Сегодня вкладчики массово заявляют о несогласии с объемами страховых выплат. Но госкорпорация не спешит отвечать на эти заявления - то ли выдерживает паузу, то ли ее сотрудники попросту не справляются с валом обращений от пострадавших вкладчиков, так как число банков, лишенных лицензии только в этом году, исчисляется десятками, и многие из них - крупные. Но пока АСВ хранит молчание, люди вынуждены обходиться без личных накоплений, в том числе и пенсионеры, для многих из которых эти деньги - последние, так называемые "гробовые".

"АСВ что, настолько некомпетентно? Почему старикам не выдают деньги?" - возмущаются бывшие клиенты банка.

 Где деньги, Зин?

Нестыковки при формировании реестра возникают все чаще. Но те, кто доверил свои деньги ВПБ, попали в особо "интересное" положение.

При формировании реестра вкладчиков временная администрация использовала данные по счетам на 30 августа, притом что лицензия у банка была отозвана 26 сентября. Соответственно, почти месяц работы кредитной организации выпал из поля зрения, как и деньги, которые вкладчики вносили на счета в этот период, - они не нашли отражения в реестре вкладчиков, что, естественно, вызвало вполне справедливое негодование последних.

Один из бывших сотрудников банка ВПБ рассказал порталу BankDirect.pro, что в АСВ глобально не учли последние операции со счетами вкладов.

"Например, не были учтены пролонгированные вклады, внутренние переводы между счетами. Далеко не все суммы переводов были зачислены на счета, это касается даже зачисления заработных плат. То есть все эти суммы были попросту выкинуты из реестра", - поясняет сотрудник изданию.

Путь в тысячу ли начинается с первого шага

Однако отчаиваться не стоит - вернуть деньги еще можно. Финансовый консультант Екатерина Баева советует не паниковать и действовать строго по схеме.

"Пишите заявление о несогласии с суммой вклада в АСВ. По закону, у Агентства есть 30 дней на рассмотрение вашего заявления. По истечении срока вы можете подавать иск в суд, даже если ответ от АСВ вы еще не получили", - советует Баева.

Вкладчики чаще всего имеют все документы, которые докажут их правоту, у себя на руках, необходимо только грамотно их использовать. Первым шагом должен стать сбор всех возможных свидетельств, которые укажут на состояние счета: договор вклада, выписки по счету, приходно-кассовые и расходно-кассовые ордера, подтверждающие операции по счету, - копии этих документов должны быть приложены к заявлению о несогласии с данными реестра. В АСВ обычно настоятельно просят предоставить оригиналы документов, но, как указывают юристы, достаточно и копий. Оригиналы должны быть на руках в том случае, если придется переносить разбирательства в суд.

Судебная практика показывает, что большинство вкладчиков получают выплаты по реальной сумме вклада. При этом нужно помнить, что всегда есть возможность заручиться поддержкой - помочь может не только профессиональный юрист, но и такие же обманутые вкладчики. Так, активисты-вкладчики ВПБ создали контакт-центр, позвонив в который, можно оставить заявку на коллективное обращение во временную администрацию банка для получения недостающих по вкладу документов. Среди этих активистов могут найтись и люди опытные - те, кто уже не в первый раз попадает в подобную ситуацию и точно знает, что надо делать.

Система может не работать

Формирование реестра вкладчиков на сегодняшний день - закрытая процедура. Следить и влиять на решения временной администрации никто не может. Но практика показывает, что именно на этом этапе возникает большое количество ошибок, нестыковок. С чем это связано - вопрос к регулятору. Недавно стало известно, что Банк России получит 7 из 13 мест в Совете директоров АСВ и возьмет деятельность Агентства под свой контроль.

Будем надеяться, что грядущие изменения позволят наводить порядок в банковской сфере так, чтобы вкладчики банков не теряли свои личные накопления. Ведь именно об этом говорил президент РФ Владимир Путин на инвестиционном форуме "Россия зовет!", призывая "делать это аккуратно с тем, чтобы не страдали участники экономической деятельности и граждане. Нужно вовремя, своевременно и в объемах, предусмотренных законом, выплачивать соответствующие компенсации".

Выбор читателей