УВЗ представил уникальные центры ремонта танков

Помимо мобильного ремонта танков, "Уралвагонзавод" предложил единую информационную систему, с помощью которой бригада сможет делать онлайн-заказы запчастей в сервисном центре и проходить обучающие программы

Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод" на прошедшей выставке вооружения ADEX-2016 в Азербайджане впервые представила мобильный сервисный центр для бронетехники. Западные производители военной техники уже давно зарабатывают не только на экспорте оружия, но и на его сервисном обслуживании. Руководство УВЗ решило пойти дальше и создать готовый продукт по ремонту танков и бронемашин в чистом поле. Мобильный центр получился уникальный, поскольку западные производители до такого размаха еще не доросли. В США и Германии существуют различные мобильные сборные ангары для хранения и ремонта бронетехники. Есть и ремонтные комплексы, но, как правило, закупать их "под ключ" Минобороны приходится у разных производителей, что влияет на цену. Энергопитание таких комплексов традиционное - электрические или дизельные генераторы. Управление по внешнеторговой деятельности Уралвагонзавода изучило предложения конкурентов на мировом рынке, после чего был создан уникальный по своим характеристикам мобильный сервис. Помимо "железа" УВЗ предложил единый программный комплекс для онлайн-заказа запчастей и обучения ремонту техники.

Ветрогенератор. Фото: "Уралвагонзавод"

"Есть мобильные бригады, центры, которые перемещаются. Но никогда не предлагался полный комплекс услуг - от возведения павильона до наладки технологической линии по ремонту и обслуживанию техники с обеспечением запчастями", - сообщил заместитель начальника управления по внешнеторговой деятельности "Уралвагонзавода" Александр Воронов. Абсолютно новым подходом стало внедрение ветрогенератора, позволяющего центру не зависеть от электричества и топлива. Мобильные ветрогенераторы формируют мощность от 4 кВт до 1 Мвт, в зависимости от запроса заказчика. Вертикальная ветровая турбина легко складывается для перевозки и устанавливается за несколько часов. Лопасти выполнены из авиационного алюминия. При длине в 6 м их вес не превышает 5 килограммов. Сам ветрогенератор ловит любые порывы ветра и работает по геометрическому принципу известного конструктора и ученого Владимира Шухова. Особенность конструкции ветровой турбины состоит в высокой прочности, способной выдержать даже ураганный ветер. Срок службы генератора составляет 100 лет. Саудовская Аравия проявила интерес к генератору, который за счет многофункциональности может применяться для опреснения воды.

Принцип масштабируемости и многофункциональности стал ключевым и для мобильного центра ремонта. Заказчик может выбрать размеры собираемого ангара и опции ремонтной базы от нескольких станков до технологической линии. Создание универсальной сервисной линии - это плод развития унифицированной платформы ходовой шасси на большинстве бронемашин. Этот же принцип использован в платформе "Армата", которая применяется сразу на трех боевых машинах следующего поколения. Взаимозаменяемость ходовых элементов позволяет оперативно проводить диагностику и быстро заменять поврежденные элементы и блоки. Заказчик может приобрести мобильный центр исключительно под танки Т-72, Т-90, а затем может расширить ремонтную базу, докупив оборудование под другие бронемашины.

Сборка центра в чистом поле происходит за 1-3 месяца, в зависимости от конфигурации и размеров ангаров. Модульный принцип сборки позволяет легко масштабировать размер центра, как и производственные мощности. Площадки и компактные ремонтные базы позволяют вести одновременно ремонт 10 и более бронемашин. Центр состоит из нескольких ангаров, ориентированных под свои задачи. Пока в ангаре по ремонту ходовой части производят замену деталей и блоков, в ангаре по стрелковому оружию и боеприпасам производят ремонт пулемета и обновление боезапаса. В центре также предусмотрены складские запасы боеприпасов и запасных частей. Конфигурация ремонтных станков также позволяет работать одновременно двум ремонтным группам. Например, реанимировать шасси и диагностировать систему управления огнем в башне танка.

Уралвагонзавод наряду с комплексом представил и современные электронные технологии, повышающие эффективность ремонта. Специальная программа на планшете распознает по видео танк и все его детали, затем дает информацию о том, как выполнить демонтаж той или иной детали, какой инструмент использовать. Это программное обеспечение полезно для обучения персонала и соблюдения технологических стандартов при ремонте. Программа может связываться с армейским каталогом новых запчастей, которые можно заказать онлайн поставщику или через логистическую систему. Такого каталога еще нет в армии РФ, но его формирование - вопрос времени, до 2020 г. программа может пройти испытания и будет внедрена как для версии мобильных центров, так и для инженерных войск, ремонтно-эвакуационных полков.

Сервисный мобильный центр. Фото: "Уралвагонзавод"

По сути, речь идет о единой информационной системе с различными уровнями - от мобильных центров до заводов-изготовителей и высшего командного пункта. Главнокомандующий или командующие различных родов войск смогут видеть в реальном времени все военные базы, передвижные пункты ремонта и получать информацию о состоянии техники и дефиците запчастей. В рамках создания военного закрытого интернета такая программа должна входить в список обязательной информации. Крайне важно, чтобы она успешно была интегрирована с автоматизированной системой управления войсками.

С такой электронной начинкой мобильный центр является конкурентным продуктом на мировом рынке вооружения. Вероятнее всего, перспективные ремонтные центры будут ориентированы на таких зарубежных заказчиков, как Индия, имеющая на вооружении больше танков Т-90, чем Россия. Большие расстояния и слаборазвитая транспортная инфраструктура создают предпосылки к закупке партии мобильных центров для полевых ремонтов.

Актуальность мобильных центров резко возрастает в условиях ведения войны. Примечательно, что в начале Великой Отечественной войны было принято решение резко увеличить количество передвижных ремонтных центров, до конца 1942 г. было сформировано почти 200 ремонтных спецбаз автобронетехники. Появились даже подвижные танкоремонтные и танкоагрегатные заводы для капитального ремонта танков и самоходок в полевых условиях. Такие меры позволили восстановить тысячи танков и автомобильной техники. Мобильными бригадами было возвращено в строй 70% поврежденного артиллерийского вооружения и 80% танков. 

Выбор читателей