Ташкент рассчитывает на русское оружие

Вышедший из ОДКБ Узбекистан нуждается в прочном военном союзе с Россией. Это особенно актуально сейчас, когда в граничащем с республикой Афганистане идет активизация радикальных исламистов

Россия и Узбекистан вышли на новый виток двусторонних отношений. Подписание договора о развитии военно-технического сотрудничества позволит усилить безопасность в Центрально-Азиатском регионе. Несмотря на выход Узбекистана из ОДКБ, республика нуждается в прочном военном союзе с Россией. Особенно это актуально сейчас, когда идет активизация радикальных исламистов в Афганистане, граничащим с Узбекистаном.

Министры обороны РФ Сергей Шойгу и Узбекистана Кабул Бердиев . Фото: сайт Министерства обороны РФ

Двусторонний договор между оборонными ведомствами двух стран на 2017 год был подписан на встрече в Москве министрами обороны двух стран Сергеем Шойгу и Кабулом Бердиевым. Как отметил глава российского оборонного ведомства, "документ позволит оперативно решать вопросы оснащения Вооруженных сил вашей страны и повышения их боеспособности". Отдельно Сергей Шойгу выделил угрозу прихода боевиков ИГИЛ* как в страны Центрально-Азиатского региона, так и в Россию.  

Пригрел змею

Поставки военной техники в Узбекистан в рамках военно-технического сотрудничества (ВТС) ведутся много лет. К тому же в республике со времен СССР осталось большое количество авиа- и бронетехники, которую необходимо модернизировать. Но развивающимися эти отношения назвать сложно, поскольку Узбекистан с 1991 года стремился к балансу в международных отношениях - президент Каримов активно развивал связи с Китаем, искал выгодные проекты с США. В отличие от Казахстана и Таджикистана, Узбекистан испытывал к России отношение как к старшему, но поднадоевшему за советский период брату. Свою "самостоятельность" республика проявила, предоставив американским военным авиабазы в Ханабаде в 2001 году и отдав контракты на золотодобычу компаниям "Ньюмонт", "Амантайтау Голдфилдз".

Формировать независимую от России экономику Узбекистану позволяли большие запасы золота, урана, газа и нефти. А "северный сосед" всегда воспринимался как запасной аэродром. Когда в 2005 году отношения президента Каримова с США испортились, из-за поддержки Вашингтоном антиправительственного мятежа, Узбекистан решил вернуться в военный союз ОДКБ. Американских военных и бизнесменов выставили из страны в короткие сроки. Правда, участие республики в Организации договора о коллективной безопасности носило больше формальный характер. В 2012 году Каримов вновь решил покинуть ОДКБ. Это было ключевым требованием американцев, готовых в 2013 году поставить Узбекистану бронетехнику, стрелковое оружие и нелетальное оборудование. В итоге, республика получила бронемашины, приборы ночного видения, беспилотники, навигационные системы, снайперские винтовки, бронежилеты, радиолокационное оборудование. Также в 2014 году Узбекистан усилил свой потенциал за счет передачи американцами техники из Афганистана: 308 бронемашин, топливозаправщики, трейлеры для перевозки танков, тягачи и водовозы. Вероятно, узбекистанцам достались и все поврежденные артиллерийские системы. Для США это была выгодная сделка, даже если цена вопроса – только выход страны из ОДКБ. Для утилизации или вывоза бронетехники потребовалось бы намного больше затрат. А так Узбекистан самостоятельно вывез всю технику из соседнего Афганистана.

Афганский знаменатель

Информация о закупках вооружения в Узбекистане никогда не раскрывалась, но по оценкам экспертов, президент Каримов стремился обновлять технику как российскими, так и западными образцами. Правда, российско-узбекские отношения всегда испытывались на прочность американскими партнерами. Например, в октябре 2015 года США заблокировало поставку в республику южнокорейских учебно-боевых самолетов Т-50 на сумму 400 млн долларов. Южнокорейские военные источники связали это решение с предстоящим договором между РФ и Узбекистаном об экспорте военной продукции третьим странам. И хотя речь шла об Афганистане, которому Узбекистан мог поставлять российское вооружение, США испугалось передачи своих технологий на Т-50 русским. Также на заморозку сделки повлияло и членство Ташкента в Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где Узбекистан начал активно выстраивать военно-экономические отношения с Китаем.

Договор с Россией все же был подписан в апреле 2016 года, и Узбекистан получил бронетехнику для Афганистана, а также разместил заказ на поставки оборудования и вооружений для модернизации своих БТР и БМП.  Президент Института стратегических оценок, профессор ВШЭ Александр Коновалов считает, что соглашение нацелено на усиление противодействия боевикам в Афганистане. Это государство остается очагом терроризма, сосредоточием экстремистских группировок, которые периодически проникают в Таджикистан и Узбекистан через Ферганскую долину. Президенту Каримову приходилось жестко пресекать вербовку мусульман в ряды радикальных вахабитов всеми доступными средствами, поскольку самые крупные группировки радикалов-исламистов формировались именно в Узбекистане. Афганистан вынуждает Россию не сбрасывать со счетов бывшую союзную республику, а Ташкент поддерживать военно-техническое сотрудничество с РФ. По оценкам эксперта Среднего Востока и Центральной Азии востоковеда Александра Князева, на протяжении последних шести лет сохраняется высокая вероятность возникновения активных очагов терроризма на границах Таджикистана и Узбекистана. Для России, формирующей пояс безопасности по линии стран СНГ, эта проблема также актуальна, как и для республик. Серия военно-технических договоров, заключенных в последние годы, свидетельствует о готовности Узбекистана формировать военный союз. После смерти Каримова нынешнее руководство страны понимает, что в военном плане рассчитывать лучше на Россию. Несмотря на то, что Узбекистан тратит на вооружение больше своих региональных соседей в разы, получать оружие в России выгоднее. Помимо того, что это дешевле, включая обслуживание, с "северным братом" можно договориться о скидках, прикрываясь общими интересами по защите границ.

Золото на ружья

Узбекистан, по мнению Александра Князева, после смерти Каримова сохранит преемственность в международной политике, выстраивая равноудаленные отношения с США и Китаем. При этом зависимость от России, как гаранта безопасности, будет возрастать. Это дает шанс на развитие военно-технических отношений в ближайшие годы. Для Москвы Ташкент также является крайне выгодным импортером вооружения. По данным исследования экспертов Global Firepower, опубликованном в сентябре 2015 года, военный бюджет республики постоянно растет и составляет 3,5% от ВВП страны. Это в два раза выше показателя Казахстана. Эксперты поставили Узбекистан на 54 место по вооружению в мире и на первое среди азиатских республик СНГ. Доля закупок российской техники не разглашается, но известно, что основные поставки приходятся на танки, самолеты и ПВО. Узбекистан продолжает реализацию программы по модернизации и переоснащению армии новейшим вооружением. При этом страна не оставляет попыток избавиться от зависимости от российского вооружения, диверсифицируя поставки. Помимо американских образцов, активно покупались китайские беспилотники Chengdu Pterodactyl и военно-транспортные самолеты Airbus C295W. Вооруженные силы Узбекистана, согласно отчету Global Firepower, оснащены 420 танками, 715 боевыми машинами пехоты, 143 самоходками, 880 орудиями и 109 системами залпового огня. Военно-воздушные силы имеют 69 истребителей, 89 фронтовых бомбардировщика, 49 транспортных самолетов, 65 обычных и 25 боевых вертолетов.

По численности армия Узбекистана уступает только Казахстану, у которого "под ружьем" 110 тысяч солдат против 65 тысяч узбекистанской армии. Несмотря на техническое превосходство, армии не хватает морально-боевых и профессиональных качеств для проведения активных фаз операций. Это связано с ее деградацией в 1990-х годах и отсутствием военного опыта за последние 25 лет.  Показательны события 2000-х годов, когда исламские боевики малым числом проникали через Ферганскую долину в Таджикистан и Узбекистан, наводя панику на пограничные подразделения.

Важнейшей проблемой для армии республики стала переориентация на новые предполагаемые театры военных действий и угрозы. Узбекистану пришлось коренным образом менять состав и дислокацию частей, создавать новую организационно-штабную структуру. Была принципиально пересмотрена система управления родами и видами войск. Созданы военные округа. На ключевых операционных направлениях границы появились мобильные и самодостаточные подразделения. Такие, как батальоны Сил специальных операций (ССО), Корпуса по борьбе с терроризмом. Для повышения эффективности и огневой мощи подразделений в их подчинение были приданы бригады вертолетной техники, что позволило проводить быстротечные боевые операции, в том числе для предотвращения наркотрафика через границы. Многие офицеры прошли штабную подготовку в Москве в рамках военно-технического сотрудничества. Сергей Шойгу также обратил внимание, что договор подразумевает подготовку узбекистанских военных кадров, и переоснащение армии современным российским вооружением до 2020 года.

По оценкам экспертов, Россия в ближайшие десять лет останется основным поставщиком бронетехники и авиации, комплексов РЛС и ПВО. Среди недавно реализованных контрактов - поставка авиационных ракет Р-73 класса "воздух-воздух". Несмотря на то, что Китай усиливает экспорт вооружения в Узбекистан, совместные с Россией программы перевооружения и модернизации дают почву для экономического сотрудничества. В первую очередь по реализации гражданской продукции с предприятий ОПК, а также запуск совместных предприятий от оборонки до гражданки.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей