Хроника крушений Ту-154

Большинство советских самолетов этой марки погубили скорее технические неисправности. Очевидцы катастрофы в Сочи рассказывают о "вставшем на дыбы" самолете. Такое с Ту-154 уже случалось. И не раз.

Прошло меньше недели после падения Ил-18 в Якутии, как потерпел крушение второй самолет Минобороны. Версию о теракте на борту Ту-154 в Минтрансе исключили. А учитывая опыт пилотов, техническая неисправность или перегруз представляются как наиболее вероятные причины катастрофы.

Фото: Xinhua/ Global Look

Говорит ли это о том, что советские самолеты полностью выработали свой ресурс и их пора списывать? Минтранс молчит. Ту-154 - легендарный советский самолет, флагман "Аэрофлота" 1970-1980-х. Именно он фигурирует в знаменитом фильме "Экипаж". В гражданском флоте их остались единицы. Два борта числятся в парке "Алроса Авиа". В основном же Ту-154 используют Минобороны и МВД, где его любят за надежность и простоту. А иначе не тратили бы внушительные средства на капремонт этих самолетов. Правда, как сообщает "Интерфакс", сейчас полеты Ту-154 российских силовых ведомств приостановлены - до выяснения причин катастрофы в Сочи. Так что же это за самолет Ту-154, как часто он падал и по каким причинам?

За всю историю потеряно более 70 самолетов. Среди советских авиалайнеров это один из самых высоких показателей, наряду с Ту-134. Но нужно помнить, что этих самолетов и было произведено больше всего. Ниже хроника наиболее громких крушений лайнера. Исключены случаи столкновений с другими самолетами, ракетные атаки, теракты и явные ошибки диспетчеров.

Хроника

Свой первый полет Ту-154 совершил в 1968 году. А первая авиакатастрофа произошла спустя пять лет, 19 февраля 1973 г. в Праге. Самолет "Аэрофлота" задел землю при посадке, перевернулся и загорелся. Из 100 человек, находящихся на борту, погибли 66, из них четыре члена экипажа и 62 пассажира. Главной причиной ЧП назвали ошибку пилота в трудных погодных условиях - при посадке был сильный боковой ветер.

Тридцатого сентября 1975 г. при выведении на посадку в аэропорт Бейрута в море упал самолет венгерской авиакомпании Malev Airlines. Погибли 60 человек. Точная причина катастрофы до сих пор остается невыясненной.

Первого июня 1976 г. в Экваториальной Гвинее разбился Ту-154 рейса Луанда - Москва компании "Аэрофлот". Самолет врезался в гору и полностью разрушился, 46 человек погибли.

Через год в Ливане разбился Ту-154 болгарской авиакомпании Balkan Bulgarian Airlines. Из-за тумана летчики не смогли посадить самолет в аэропорту назначения, а дотянуть до другого у самолета не хватило горючего. Катастрофа унесла жизни 59 человек, в основном паломников из Мекки.

Седьмого июля 1980 г. произошла одна из крупнейших в СССР авиакатастроф. Ту-154 взлетал из аэропорта Алма-Аты, но упал через две минуты после взлета и сгорел на пшеничном поле. Погибли 166 человек. Одной из основных причин трагедии считают внезапно возникший мощный нисходящий воздушный поток (до 14 м/c) и сильный попутный ветер (до 20 м/cекунду). При этом взлетный вес был близок к максимальному - 97 тонн. К слову, перегруз рассматривают как одну из основных версий падения лайнера Минобороны в Сочи.

Шестнадцатого ноября 1981 г. в Норильске разбился Ту-154 "Аэрофлота", выполнявший рейс из Красноярска. Экипаж неправильно рассчитал высоту при посадке. Самолет врезался в 8-метровую насыпь курсового радиомаяка. На месте погибли 79 пассажиров и 4 члена экипажа, позже в больнице скончались еще 16 человек. И в этом случае самолет был перегружен: 700 кг не были учтены службой перевозок. Из-за этого экипаж неправильно воспользовался рулем высоты, а затем уже не смог "выкарабкаться" из аварийной ситуации.

Но самая страшная авиакатастрофа в истории СССР произошла в 1985 г. в Узбекистане. Ту-154 взлетал в аэропорту Карши. За 46 минут достиг высоты 11,6 тыс. м, а затем упал в плоский штопор и разбился недалеко от Учкудука. Погибли все 200 человек на борту. По неофициальной версии, экипаж мог заснуть при взлете. Самолет катастрофически потерял скорость на высоте, а затем уже не смог выйти из штопора. У Ту-154 есть такая особенность: все три двигателя у него находятся в хвосте. Эта часть самолета тяжелая, и в критическом положении выровнять лайнер очень сложно - он как бы "встает на дыбы".

Двадцатого июля 1992 г. в аэропорту Тбилиси разбился перегруженный почтовый Ту-154 авиакомпании Transair Georgia. Самолет даже не оторвался от земли, а продолжил движение и врезался в склон оврага. В катастрофе погибли 28 человек.

Двадцать второго августа 2006 г. Ту-154 авиакомпании "Пулково" разбился под Донецком. Борт выполнял рейс из Анапы в Санкт-Петербург, но в Донецкой области попал в грозовой фронт. Экипаж не был в полной мере информирован диспетчерами о масштабах стихии и попытался поднять самолет выше. Но потерял на автопилоте скорость и свалился в плоский штопор. Погибли все 170 человек на борту.

Десятого апреля 2010 г. в Смоленске разбился польский Ту-154 с президентом Лехом Качиньским на борту. При заходе на посадку в условиях сильного тумана самолет задел деревья и упал на землю. Погибли все 96 человек. Расследование показало, что самолет был в исправности, но из-за тумана садиться было очень опасно. По одной из версий, пилотов принудили совершить посадку, которая завершилась трагедией.

Было и еще одно ЧП с Ту-154, причем именно с бортом Минобороны. В нем никто не пострадал, но только благодаря умелым действиям экипажа, диспетчеров и везению. Возможно, это и был тот самый "звоночек", после которого на аэродроме "Чкаловский" нужно было сделать серьезные выводы.

Двадцать девятого апреля 2011 г. самолет взлетел на военном аэродроме, а затем практически "остановился" в воздухе. Покачивая крыльями и кренясь из стороны в сторону, каким-то чудом самолет сел на этот же аэродром. Как выяснилось позже, у самолета практически полностью отказала система управления. И пусть его перегоняли на Самарский ремонтный завод, как самолет могли допустить до взлета - до сих пор остается загадкой.

Выбор читателей