Речному флоту прописали "ипотеку" и трейд-ин

Минпромторг предложил модернизировать парк судов для внутренних водных путей, списав все корабли старше 30 лет. Новые плавсредства можно будет взять в рассрочку или частично оплатить из средств утилизационного гранта

Министерство промышленности и торговли РФ предложило поддержать строительство транспортных судов, используемых на внутренних водных путях (ВВП), путем отказа от устаревших плавсредств. Чиновники предлагают запретить использование на реках и озерах судов старше 30 лет. Запрет предлагается вводить поэтапно, чтобы судовладельцы успели подготовиться и планово обновить флот.

Верфь. Фото: Егор Алеев/ ТАСС

В качестве одной из мер по стимулированию судостроения предлагается своего рода "корабельная ипотека". Она заключается в предоставлении судовладельцам кредитов на приобретение новых судов под 8% годовых сроком от 15 лет при разовой оплате 80% стоимости судна. Представители Минпромторга также хотят довести уровень использования российского судового комплектующего оборудования при строительстве судов для ВВП, а также судов класса "река - море" до 60%, передает L!fe.

Кроме того, для поддержки судоходства и отечественного судостроения чиновники планируют активно эксплуатировать механизм судового утилизационного гранта. Программа предусматривает единовременную выплату судоходной компании при утилизации старых посудин и одновременном размещении заказа на отечественной верфи. Грант можно будет использовать исключительно для оплаты этого заказа. Размер выплаты составит не менее 10% от стоимости нового судна. Для пассажирского корабля этот показатель равен 15%.

Механизм утилизационного гранта запущен апрельским постановлением кабинета министров. Пока что заявок на участие в программе не поступало, первые из них, как ожидается, появятся не раньше третьего квартала, отметили в Минпромторге. На реализацию программы в бюджете на этот год зарезервировано 394 млн руб., в будущем - 371 млн руб., в 2019-м - 290 млн рублей.

Предложения по модернизации судоходства разработаны в рамках "Стратегии развития арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года". Инициативы уже направлены в Минэкономразвития РФ для подготовки доклада правительству.

В МЭР заявили, что подобные программы требуют детальной проработки, ведь средний возраст судов речного флота в России составляет 33 года. Большинство судов выпущены в 1970-1980-е годы. Резкий запрет на суда старше 30 лет сильно ударит по перевозчикам. При этом в целом ведомство назвало введение судового утилизационного гранта правильным шагом.

Эксперты отрасли считают, что 30 лет - как раз тот возраст, после которого речные суда нужно сдавать в утиль. Однако в большей степени авторы подобной идеи озабочены не проблемами безопасности плавания, а поддержкой судостроительной отрасли и переориентацией верфей с военной продукции на гражданскую, заявил главный редактор отраслевого портала flotprom.ru Сергей Сочеванов.

Правительство давно подает сигналы, что судостроительные компании нужно отучать от военного госзаказа и переводить на гражданские рельсы. К тому же суда класса "река - море" строить быстро и легко, так что проблем с этим возникнуть не должно. Эксперты отмечают, что на программе обновления отечественного речного и смешанного флота частные судоверфи и Объединенная судостроительная корпорация смогут заработать миллиарды рублей.

В то же время член Полярной комиссии Русского географического общества Андрей Брыксенков назвал идею запрета эксплуатации судов старше 30 лет абсурдной. По его словам, нужно ориентироваться не на возраст корабля, а на его состояние: "Если судно находится в регистре - оно годно к эксплуатации".

Выбор читателей