Флагман ВМС Украины застрял в ремонтных доках

Единственный крупный боевой корабль Незалежной оказался заложником преступных схем. Киев не в состоянии вернуть к жизни "Гетмана Сагайдачного" и, видимо, заменит фрегат старыми американскими катерами

Флагману военно-морского флота Украины "Гетману Сагайдачному" откровенно не везет. Покинув ремонтные доки Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ), далеко фрегат не ушел. Оказалось, что на корабле так и не починили газотурбинные двигатели. Теперь прокуратура требует взыскать штраф в размере 668 тысяч гривен, вот только не уточняет, с какого именно предприятия.

Фото: wikipedia.org

Дело в том, что до Черноморского судостроительного завода кораблем занимался "Судостроительный завод им. 61 коммунара". На ЧСЗ лишь, что называется, "наводили лоск" - заменили бортовую арматуру, почистили и покрасили корпус корабля. Нашли для этих целей в бюджете 14,5 млн гривен (около $550 тыс.) и широко осветили эти работы в СМИ. Однако для капитального ремонта крупного корабля это незначительная сумма, да и сроки несерьезные - немногим больше недели. Поэтому, скорее всего, прокуратура "ополчилась" на "Судостроительный завод им. 61 коммунара".

И удивления это не вызывает. История с "Гетманом Сагайдачным" тянется не первый год. Фрегат, построенный в начале 90-х, сильно "поистрепался". И давно требует не то что капитального ремонта, а модернизации, которая может влететь тощему бюджету Украины "в копеечку". Мешает и торговое эмбарго с Россией. Боевой корабль строился еще в СССР, и практически все вооружение, например, ЗРК Оса-МА2, на нем - российского производства. А значит, ремонтной базы нет. Но это лишь полбеды. Деньги, которые выделяют на восстановление украинских кораблей, безжалостно разворовывают сами же подрядчики. "Судостроительный завод имени 61 коммунара", где планировалось модернизировать корабль, представляет собой жалкое зрелище. Рабочие не получают зарплату, имущество разграблено, что признают и сами власти города Николаева, где находится предприятие. А в декабре прошлого года Военная прокуратура Николаевской области выявила на заводе хищение в размере 1,3 млн гривен.

В сообщении ведомства говорилось: "Должностные лица, выполняя договоры по ремонту и техническому обслуживанию судов и лодок Военно-морских Сил Вооруженных Сил Украины, в частности фрегата "Гетман Сагайдачный", ракетного катера "Прилуки", десантного катера "Сватово", использовали металлопродукцию со склада предприятия, но документально оформляли ее как приобретенную у двух обществ с ограниченной ответственностью в результате тендерных торгов". В результате деньги "Укроборонпрома" предприимчивые бизнесмены просто присвоили. При этом, "Судостроительный завод им. 61 коммунара" с 2011 года входит в состав оборонного госконцерна. То есть вполне вероятен сговор заказчика и исполнителя. Деньги просто могли поделить.

А по мнению эксперта института стран СНГ Артема Журко, здесь даже может скрываться попытка доведения предприятия до банкротства с последующей его продажей заинтересованным лицам.

И в это легко можно поверить, раз даже мэр Николаева Александр Сенкевич заявляет, что "не верит в восстановление завода". По его словам, "при отсутствии специальных экономических зон и инвестора, даже при большом желании всех николаевцев восстановить завод своими силами нет возможности". Сенкевич предложил построить на территории прославленного советского завода университетский кампус, организовать "креативный уголок" или сделать технопарк.

 

Фото: wikipedia.org

А между тем, завод можно было бы спасти. За содержание крейсера "Украина", который из гордости ВМФ СССР превратился в металлолом, Минобороны задолжало николаевскому заводу 60 млн гривен. Если бы эти деньги были перечислены предприятию, этого хватило бы на выплату всех долгов по зарплате. Но украинские власти открестились от крейсера-близнеца российской "Москвы". В марте президент Петр Порошенко просто подписал указ о демилитаризации корабля и лишил надежды тысяч заводчан. 

Выбор читателей