Неблагодарные потомки

Протестное движение привлекает не столько люмпенов и детей работяг, сколько подростков из благополучных семей и престижных вузов. В том числе - детей вполне успешных чиновников, политиков и менеджеров госкомпаний

Серия антикоррупционных митингов, прокатившихся по России 26 марта и повторившихся 12 июня, выявила новое поколение в отечественной оппозиции. Причем в буквальном смысле. На смену так называемому "креативному классу" 30-летних, протестовавшему в 2011 - 2012 гг., спустя пять лет пришли студенты и даже школьники.

Фото: AP/ TASS

Удививший всех молодежный бунт среди экспертов и политологов принято объяснять отсутствием социальных лифтов и реальных перспектив у поколения, которое выросло при Владимире Путине. Однако романтика протестного движения привлекает не столько люмпенов и детей работяг, сколько подростков из вполне благополучных семей и престижных вузов. В том числе - детей вполне успешных чиновников, политиков и менеджеров госкомпаний. 

Пчелы против меда

Первой и самой известной "отказницей" стала известная гламурная телеведущая Ксения Собчак - дочь крупного политика 90-х, бывшего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. Ее выступления на митингах протеста 2011 г. поначалу вызвали изумление, ведь до этого она была известна прежде всего как гламурная прожигательница состояния своего покойного отца. Однако Ксения последовательно держалась нового политического курса, обзавелась новыми "рукопожатными" друзьями и к настоящему времени является одним из признанных деятелей несистемной оппозиции. 

С тех пор список оппозиционно настроенных детей чиновников и других бенефициаров нынешней власти заметно расширился. 

Яблочко от яблони далеко падает

Одним из символов первой акции, где "школота" заявила о себе как о новой оппозиции, стала пара подростков, оседлавших 26 марта фонарный столб у памятника Пушкину в Москве. Впоследствии оказалось, что один из них - 17-летний Роман, - является сыном... небезызвестного политика Максима Шингаркина, который вплоть до осени прошлого года являлся депутатом Государственной думы от фракции ЛДПР.

О митинге на Тверской улице подросток узнал из блога несистемного оппозиционера Алексея Навального. "Навальный действительно доказал, что власть ворует. Причем ему так никто и не ответил, продолжают воровать", - уверен Роман. По его словам, он хотел получить ответы на вопросы, но на самом деле понимал, что "власть не ответит и все закончится задержаниями".

Так и вышло: как  только школьник спустился со столба, его привезли в отделение полиции, где составили протокол об административном правонарушении за участие в несанкционированном митинге. Вызволять непутевого сына из отделения пришлось родителям.

"Я не жалею, что пришел на митинг. Жаль только, что доставил трудности родителям", - рассказывал Роман изданию The Village по итогам своих приключений. "На несанкционированный митинг я теперь пойду, только когда мне будет 18 лет, чтобы самому за себя отвечать и не напрягать родителей", - пообещал он. Однако слова своего не сдержал - спустя неделю его задержали на аналогичной акции протеста, но уже на Красной площади.

О причинах, толкнувших подростка в объятья Навального, можно только гадать. По идее, ему трудно упрекать государство в том, что оно ему что-то не додало - оно вполне успешно обеспечивало благосостояние его семьи в течение пяти последних лет. Судя по последней декларации Шингаркина-старшего, Роман едва ли бедствовал: в 2015 г. его отец заработал 4,77 млн руб., то есть средний ежемесячный доход составлял без малого 400 тыс. рублей. Да и с перспективами у него тоже все должно быть в порядке, учитывая папины связи. Грех в этой ситуации жаловаться, тем более - протестовать.

Не папина дочка

Сын Шингаркина — не единственный отпрыск, бунтующий против обеспечившей его безбедное детство и юность системы. Есть не менее показательные примеры — например, 23-летняя журналистка Софико Арифджанова.

Отец Софико - известный журналист и политолог Рустам Арифджанов - за свою насыщенную карьеру успел побывать и замглавреда "Известий", и главным редактором газеты "Версия", и даже постоять у истоков телеканала Минобороны РФ "Звезда". Однако дочь предпочла связать свою карьеру с противоположным флангом - иконой российских либералов, экс-главой "ЮКОСа" Михаилом Ходорковским.

Несмотря на серьезные связи отца как в разнообразных властных структурах, так и в  федеральных СМИ, по его стопам Софико не пошла. После выпуска с факультета журналистики МГУ им. Ломоносова, она долго металась между различными малоизвестными проектами, пока, наконец, в марте этого года не устроилась "на нормальную работу". Таковой она называет должность корреспондента в "Открытой России".

Практически сразу юная журналистка стала знаменитой - не прошло и месяца, как во время работы на оппозиционном митинге ее задержала полиция. Суд над свежеиспеченной подопечной "Открытой России" широко освещался либеральными СМИ - о нем не раз писали "Новая газета", "Радио Свобода*" и ряд других изданий помельче. И даже "КоммерсантЪ" посвятил разбирательству свою заметку.

В конечном итоге Арифджанову признали виновной в участии в несанкционированном мероприятии, повлекшем создание помех движению транспорта или пешеходов, и оштрафовали на 10 тыс. рублей. Однако эта история создала ей отличный пиар - о ней узнало большое количество людей, а в глазах определенной публики она даже получила ореол "жертвы режима".

В настоящее время Софико продолжает трудиться на "Открытую Россию", писать в соцсетях посты в поддержку феминизма и политзаключенных, а также делится весьма характеризующими ее мировоззрение подробностями. "Мне приснился сон, - писала она в апреле. - Типа беспорядки, все дела, противники правительства проигрывают, и разрозненные группы сопротивления начинают объединяться. И меня знакомят с Навальным, и он влюбляется в меня с первого взгляда. Мы страстно целуемся и начинаем удирать от ментов на акваскутерах".

Отцы и дети 

Во всех перечисленных случаях дети-оппозиционеры как минимум бросают тень на своих родителей, продолжающих верой и правдой служить государству. У госструктур могут возникнуть вполне резонные вопросы к своим подчиненным о том, как те воспитывают отпрысков. В конце концов, формула "сын за отца не отвечает" действует только в одну сторону, и бывали случаи, когда за недостойное или вызывающее поведение детей их родители платили своей карьерой.

Неудивительно, что в публичном поле проштрафившиеся родители стараются сгладить выходки своих "навальнят", вскормленных на государственные деньги. Так, бывший зампред Комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии Максим Шингаркин заявил Reuters, что понимает и поддерживает мотивы сына, у которого "есть социальная позиция против коррупции". Однако он поспешил заверить, что это не значит, что они оппонируют Владимиру Путину. Напротив, заменить нынешнего президента некем, считает политик.

Доподлинно неизвестно, что думают о поведении Софико Арифджановой ее родители, тесно связанные с госструктурами. Но рискнем предположить, что они вряд ли сильно интересуются скандальными "успехами" своей дочери. 

И только покойному Анатолию Александровичу Собчаку уже все равно, как и что сегодня говорит и делает его дочь.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей