Ученые поняли, как "расползается" рак

Шотландские ученые приблизились к пониманию механизмов распространения раковых клеток по человеческому организму. Исследователи из расположенного в Глазго Битсонского института обнаружили, что белковая молекула, называемая Src, содействует ослаблению тканей, окружающих опухоль, благодаря чему больные клетки проникают в соседние ткани.
        Специалисты считают, что открытие, о котором пишет журнал "Биология клетки", может привести к созданию принципиально новых антираковых медикаментов, которые будут блокировать Src-белок и таким образом предотвращать распространение рака.
        О деятельности Src ученые знали достаточно давно: это была первая молекула, которую эксперты вообще связали с развитием рака, особенно рака кишечника. Однако до сих пор они не знали, как именно она действует.
        В здоровых тканях клетки связываются воедино целым рядом молекул, похожих под микроскопом на строительные леса, облепляющие ремонтируемое здание. Когда же появляется рак, эти "леса" местами рушатся, и ткани становятся слабыми и неорганизованными. Похоже, что именно в этом процессе Src принадлежит ключевая роль.
        Эта молекула очень важна в том, что касается поддержания гибкости здоровых тканей и обеспечения свободного места для будущего роста. Однако во время развития рака она становится гиперактивной и расшатывает нормальную структуру ткани.
        "Мы почти уверены в том, что Src играет очень важную роль в развитии рака кишечника, но на понимание самой природы этой роли ушло достаточно много времени, - говорит одна из руководителей исследования профессор Маргарет Фрейм. - Теперь мы обнаружили, что эта молекула подает несколько различных химических сигналов, которые по-разному действуют на клетки".
        "Разработка препаратов, способных перехватывать эти сигналы, может стать очень важным направлением в предотвращении рака кишечника от распространения", - добавляет профессор Фрейм.
        Она и ее коллеги в Глазго пришли к выводу о том, что Src, в частности, подает команду на изъятие с поверхности клеток молекулы под названием E-cadherin. А эта молекула представляет собой важнейший компонент "строительных лесов", удерживающих клетки вместе.
        Кроме того, исследователи полагают, что Src вместе с другим набором молекул, называемых integrins, формирует новый, гораздо менее интегрированный тип тканной структуры, благодаря чему клетки рака кишечника имеют возможность двигаться и распространяться.
        "Более детальное понимание того, как распространяется рак, способно помочь развитию лекарств, которые будут блокировать этот процесс, - говорит профессор Фрейм. - Если мы сможем ограничить рак в пределах первоначальной опухоли, то у хирурга будет гораздо больше шансов на успех операции, и заметно снизится риск перехода заболевания в другие органы".
        Уже сегодня диагностированный на ранней стадии рак кишечника часто излечим путем хирургического вмешательства, но лишь в том случае, когда большая часть больных клеток остается в пределах одной опухоли.
        Со временем, однако, раковые клетки расползаются по организму через кровеносную и лимфатическую системы, и тогда шансы на успешную операцию существенно уменьшаются.