110 лет с основания Третьяковской галереи

        "Купец опередил государя", - согласно легенде, таково было резюме императора Александра Третьего при первом посещении галереи Павла Третьякова. Вскоре после этого визита музей русского национального искусства открылся и в Северной столице - ныне это всемирно известный Государственный Русский музей, чья дата рождения - 1898 год. На три десятка лет старше него московская, более скромная по масштабам, но поистине всенародно любимая Третьяковская галерея. В четверг она отмечает одну из важнейших дат в собственной истории: минуло 110 лет с того дня, как потомственный замоскворецкий купец и текстильный фабрикант Павел Третьяков (1832-1898) принес в дар Московской городской Думе, а фактически - родному городу, свое собрание живописи, скульптуры и графики.
        Произошло это 31 августа (по старому стилю) 1892 года. Спустя 10 лет к семейному дому Третьяковых в Толмачах был пристроен новый фасад, созданный в неорусском стиле по эскизу Виктора Васнецова - под кровлей терема, под барельефом с изображением Георгия Победоносца, венчающим герб Москвы. Входящий сюда заметит узорную вязь надписи: "Московская Государственная художественная галерея имени Павла Михайловича и Сергея Михайловича Третьяковых, основанная в 1856 году и переданная в дар городу Москве в 1892 году, совместно с завещанным городу собранием Сергея Михайловича Третьякова". Весомость подарка в тот момент составляла 1 тыс. 287 картин, 518 рисунков и 9 скульптур русских художников XVШ-XIX веков; кроме того, в галерее хранились полотна, графические листы и статуэтки работы западноевропейских мастеров, принадлежавшие безвременно скончавшемуся младшему брату Третьякова - Сергею (1834-1892), бывшему московскому городскому голове и собирателю искусства. Впрочем, собирателями братья с юных лет были оба - начав с лубочных картинок и гравюр, дошли до полотен-шедевров. Первую свою картину Павел приобрел в том самом 1856 г., который и считается датой основания Третьяковской галереи.
        Именно смерть любимого брата подвигла Третьякова-старшего совершить поступок, оцененный всей Россией, - подарить Москве свое любимое детище, первый общедоступный музей русского искусства. Ведь еще в молодости он поставил себе цель создать музей национальной школы живописи, видя в этом свой гражданский долг. Уже в возрасте 28 лет составил завещание, где писал о своей мечте: "Преданно любя живопись, не имею более горячего желания, чем основать художественный музей, который будет открыт для широкой публики". Отбирал картины тщательно, с тонким вкусом, купеческой основательностью и расчетом - так, чтобы коллекция могла дать объективное представление об эволюции российского изобразительного искусства. Привлекал ведущих критиков, дружил с художниками, теснее всего - с передвижниками (последние знали, что лучшие картины купит у них "сам" Третьяков, негласно соперничавший с царем - тоже страстным коллекционером русской живописи). Своему великому труду Третьяков посвятил свыше 40 лет жизни.
        Ценя в искусстве правду выше всего, страстный коллекционер сблизился с демократически настроенными художниками-реалистами - их произведения и легли в основу собрания. Когда в 1870 г. возникло Товарищество передвижных художественных выставок (туда вошли многие из мастеров его круга), Третьяков стал его убежденным и преданным сторонником. Под влиянием эстетики передвижников утвердился его взгляд на искусство как на силу, служащую духовному и нравственному прогрессу общества. Большое влияние на Третьякова-собирателя оказал идеолог передвижничества Иван Крамской, он же написал и самый проникновенный портрет основателя галереи. Много лет Павел Михайлович (вся Москва уважительно звала его по имени-отчеству) целенаправленно покупал наиболее значительные произведения Перова, Крамского, Репина, Сурикова, Шишкина, Поленова и других передвижников - в итоге сложилась лучшая по полноте и качеству коллекция их работ, по сей день трепетно хранимая в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ).
        Сегодня Третьяковку знают практически во всем мире. В ее собрании с полнотой и превосходным качеством представлена вся история российского изобразительного искусства от древности (с XI-XII вв.) до наших дней. За полтора века ГТГ вошла в число крупнейших музеев России: в ее фондах ныне около 130 тыс. произведений живописи, скульптуры и графики. Уступая в количественном отношении только Русскому музею, а порой соревнуясь с ним, как при жизни основателей двух национальных собраний, Третьяковка работает в плодотворном контакте с десятками музеев отечественного искусства в России и за ее пределами. В составе ГТГ - малые мемориально-художественные музеи, связанные с именами Виктора и Аполлинария Васнецовых, Анны Голубкиной, Павла Корина, вскоре будет открыт и дом-музей Натальи Гончаровой и Михаила Ларионова. В 1991 г. указом президента РФ ГТГ отнесена к особо ценным объектам культурного наследия народов России.
        Как и во времена Третьякова, ГТГ продолжает пополнять собрание - и по-прежнему на первом месте полнота и объективность картины развития отечественного искусства. В советские годы музей получил статус общесоюзного, что помогло формированию богатой коллекции работ, созданных на всем пространстве бывшего СССР. В частности, таких, как здесь, комплексов произведений живописи и скульптуры республик Прибалтики, Закавказья или Средней Азии нет сейчас ни в одном из нынешних суверенных государств СНГ и Балтии. Так утверждают искусствоведы из ГТГ, представляющей собой и научно-издательский центр, и огромную галерею, где постоянно сменяются выставки.
        На рубеже 80-х и 90-х годов ХХ в. у нового здания ГТГ на Крымском валу выстраивались длинные очереди: многие стремились увидеть персональные ретроспективы Кандинского, Малевича, Шагала и множества других "титанов авангарда" - впервые их наследие было показано именно здесь. Теперь эти холсты все чаще "выезжают" за рубеж, их маршрутам - от Западной Европы до Японии и Латинской Америки - могут позавидовать заядлые туристы.
        А в самой галерее наконец развернута постоянная экспозиция "Искусство ХХ века" - зародыш настоящего музея современного искусства, о котором в обеих столицах мечтали много лет. Хотя у ГТГ на этом "фронте" теперь появились соперники в Москве (прежде всего музей, организованный Зурабом Церетели), по качеству собрания и престижу Третьяковка не имеет себе равных. Когда из-за нехватки средств возникли трудности с покупкой работ у художников, галерея стала получать от них бесчисленные подарки - каждый мечтает о том, чтобы хоть одна его работа хранилась в этой истинной сокровищнице национального искусства.
        А в старом, но реконструированном здании в Лаврушинском переулке не иссякает людской ручеек: по оценкам сотрудников ГТГ, ежегодно через ее залы проходит более миллиона посетителей.

Новости партнеров

Выбор читателей