Токио борется за русскую нефть

        Япония предложила России выделить до $7,5 млрд на разработку уже открытого месторождения в Восточной Сибири. Предложение это было сделано во Владивостоке на переговорах между министром иностранных дел Японии Иорико Кавагути с вице-премьером России Виктором Христенко.
        Япония при этом выдвигает условие этой помощи - строительство Россией экспортного нефтепровода из прибайкальского города Ангарска в тихоокеанский порт Находку, а не в китайский город Дацин.
        Российское правительство, обсуждая энергетическую стратегию весной этого года, приняло решение строить оба нефтепровода, однако вопрос о том, какой из них будет приоритетным, остается открытым.
        Строительство обеих веток одновременно практически невозможно, так как, судя по оценкам, ангарской нефти не хватит, чтобы сделать обе "трубы" рентабельными.
        Япония сегодня на 88% зависит от нефти Ближнего Востока и, естественно, пытается эту зависимость снизить. С этой точки зрения нефть Восточной Сибири играет для нее особую роль.
        Министр энергетики России Игорь Юсуфов в беседе с журналистами в конце прошлой недели в Лондоне сказал, что японцы заверили его в готовности "купить всю нефть, которую Россия готова продать".
        Пока единственный энергетический проект в России, в котором принимают участие японцы, - добыча газа на Сахалине.
        Понятно, что Токио готов предложить России выгодные условия для обеспечения своей энергетической безопасности.
        Помимо готовности вложить миллиарды в разработку месторождения, японцы обещают инвестировать до $1 млрд в различные социальные проекты в Приморье.
        Кроме того, около $7 млрд японское правительство готово предоставить в качестве государственных кредитов и страховок.
        Маршрут на Находку дороже, чем китайский - его длина почти 4 тыс. км, а стоимость - около $5 млрд, в то время как китайского - 2,5 тыс. км и $2,5 миллиардов.
        Рост потребления энергии в Китае, как полагают авторы программного обзора "Международного энергетического агентства", в ближайшие 20 лет будет расти быстрее, чем где-либо в мире.
        С другой стороны, Япония постоянно нуждается в топливе, и с тихоокеанского побережья проще получить доступ к рынкам Юго-Восточной Азии.
        Кроме того, трасса на Находку полностью проходит по территории России, а на Дацин - лишь частично.
        Пока российская государственная нефтетранспортная компания "Транснефть", по трубам которой идет нефть на экспорт, заявила о поддержке дацинского проекта, который лоббирует компания "ЮКОС".
        Однако, судя по публикациям в японской прессе, к предложениям Токио готов прислушаться Кремль, что может изменить ситуацию в пользу Находки. Ожидается, что решение о том, какую трассу строить, Москва примет в сентябре, что дает Пекину время включиться в торговлю.

Новости партнеров

Выбор читателей